Её проект "Памятные места Магнитной" мог бы лечь в основу городской программы. Глобальная цель: духовное, культурное и историческое обогащение города. Но есть и утилитарный аспект. Сетуют горожане на то, что в Магнитке даже "погулять негде", на отсутствие жанровых городских скульптур - а тут и тематику "высасывать из пальца" не надо. Проект предполагает установку баннеров или стел, создание сквера исторических личностей, оазиса Ключик. О том, как бы мог преобразиться наш город, беседуем с автором проекта.
- Галина Ивановна, сразу "заподозрю" личный интерес: вы к казачеству отношение имеете?
- Долгие годы думала, что никакого. А съездила на родину мамы под Мензелинск в Татарстане и узнала, что основали поселение Старый Красный Бор пять казаков - то ли разинцев, то ли ермаковцев. И среди моих предков есть фамилии, произошедшие от прозвищ этих казаков-первопоселенцев. Но вовсе не это сподвигло меня собирать материалы по культуре казачества станицы Магнитной. Прежде всего - мой интерес учителя изобразительного искусства к декору казачьих изб. Работала в девяностых годах в школе
№ 51, тогда и начала формировать этнографическую коллекцию. С учениками выходили в Старую Магнитку, посёлки Новомагнитый, Новокоммунальный. Стала знакомиться с владельцами домов, собирать семейные реликвии для музея: предметы быта, фотографии, одежду.
- Постучались в дом, и вам отдали вещи? Трудно представить...
- Квартира - это замкнутое пространство, а свой дом - система открытая. Хозяева часто выходят из-за ворот. Просто проходя по улице, можно поговорить то с одним человеком, то с другим. Так я и узнавала историю дома, семьи. Начала этнографическое исследование, которое предполагает опросы информаторов. Много раз приходила в дома, задавала вопросы, записывала фольклор, воспоминания. А чтобы "выпросить" что-то, нужен ответный подарок, хотя бы гостинец к чаю бабулечкам-дедулечкам - людям, которых я всем сердцем полюбила за искренность и чистоту их душ. Так и собирала экспонаты, на свои средства перевозила в музей крупные формы: мебель, наличники…
- Как преподаватель изо стала директором вузовского музея?
- Сначала пригласили во Дворец творчества детей и молодёжи - там я отвечала за этнографическое направление и продолжала заниматься культурой казачества. Затем руководила музеем истории в МГППК. А с 2003 года работала в школе № 38. Мои ребята побеждали в научно-практических краеведческих конференциях на разных уровнях, приносили славу школе. В 2003 году я написала научную монографию "Родословная Магнитной", а спустя три года вышло дополненное издание. Это объёмное исследование, но тираж небольшой, книга давно разошлась по рукам. Заведующая кафедрой истории России МаГУ Наталья Фролова рассказала обо мне известному историку Михаилу Абрамзону, он и пригласил меня работать в вуз, заниматься формированием музейной коллекции, в том числе по истории и этнографии станицы Магнитной. Так что я занимаюсь привычной работой - но на более высоком уровне.
- А как ваша научная работа вылилась в практические предложения?
- Магнитогорцам интересно знать о своих корнях, об истории малой родины. При этом в городе нет никаких объектов, отсылающих к истории станицы, - я часто на это сетую. К тому же памятные места Магнитной могли бы стать туристическим брендом города. Так, стелами или баннерами предлагаю обозначить горку Крепостную, которая находилась в районе Магнитной крепости, и горку Маячную - по-другому её называли кирпичной или горшечной, там располагался казачий сторожевой пост, а рядом - кирпичный завод. В пределах этих горок и находилась станица Магнитная, мать нашего города. Можно обозначить и Кожевенную горку, под которой был завод по обработке кожи, и Каменный овраг, где било пять ключей. Этот овраг был значим для магнитских, о нём слагали легенды.
- С рельефом понятно, а есть объекты архитектурные?
- Большая удача для магнитогорцев, что сохранились две мельницы Фёдора Починского, одного из самых богатых жителей станицы. Водяная - на территории нынешнего ККЦ, её хорошо видно из-за забора. Можно было бы установить баннер напротив. Жива и ветряная, что в районе второй плотины, сохранился её обеднённый - без ветряка - остов. Нет никакого оборудования, только цилиндр здания. Находится она на территории бывшей военной части, к ней есть лёгкий подход от дороги. Сохранился дом купца Ивана Шлыгина, владевшего кожевенным заводом. Ныне там административное здание медучреждения. Есть и полуразрушенный клуб металлургов посёлка Магнитного, построенный в 1954 году, - он тоже стал историей. А на Доможирову дорогу сейчас наложилась объездная дорога в районе Тевосяна, между плодопитомником и садами. Можно было бы напомнить жителям города о её историческом названии. Жил в станице Магнитной поразительный человек - Лев Доможиров, который в годы первой мировой войны сохранил полковое знамя и доставил его в Оренбург с полей сражения. По этой дороге Лев Николаевич добирался со своего хутора до станицы. А ещё существовали Доможиров колодец и Доможиров крестик. Этот бесстрашный казачий офицер боялся проезжать в одном месте - чудились страсти, виделись всполохи. И батюшка местной церкви, освятив это место, посоветовал Льву Николаевичу установить там погостный крест. Деревянный крест в человеческий рост был покрашен в зелёный цвет, возле него часто играла магнитская детвора. Батюшка предположил, что в этом месте в прошлом была битва. А сражений на территории нашего города произошло немало - какие только кочевые племена не приходили из степи.
- Крепость Магнитную взял штурмом Емельян Пугачёв - сохранилось ли что-то, связанное с его именем?
- Это произошло в 1774 году - 240 лет назад. Но можно отметить памятным знаком место, где стояла изба-штаб Пугачёва. По воспоминаниям, это был заезжий двор, где бывали купцы из Средней Азии, Ирана и даже из Китая. По преданию, именно в этой избе на два дня останавливался Емельян Пугачёв, пребывая в разорённой Магнитной. Дом трижды пережил раскатку и возведение на новом месте. Окончательно разобран в начале нынешнего века, а простоял он более 250 лет и был крепок - мощные брёвна лиственницы, доски пола почти полуметровой ширины. Хозяева сложили из брёвен баню, а ведь город мог бы устроить в том доме-пятистенке небольшой музей. Можно отметить памятным знаком и место встречи иконы Табынской в 1916 году. После торжественной службы в храме её возили по дворам жителей станицы круглые сутки. Говорят, что она творила много чудес.
- Знаю, что вы предлагаете создать исторический сквер.
- Можно было бы обустроить какой-нибудь из существующих скверов - например, возле рынка Казачьего или сквер по улице Бориса Ручьёва. Создать там аллею исторических личностей, разместить скульптурные композиции, к примеру, "Казаки и гора Магнитная", "Казаки на охране рубежей Российского государства" и другие. Также хотелось бы заложить оазис Ключик напротив углового дома на пересечении Ленина-Завенягина. Там стояла часовня и бил родник, а вокруг была купа деревьев: ивы, тополя, берёзы и сосны. А если помечтать - можно создать на реке искусственный островок с ведущим к берегу мостиком. И разместить на островке макеты затопленных церквей. Ведь сохранилось столько свидетельств, как в пятидесятых, плавая или идя по тонкому неприпорошенному ледку, магнитогорцы видели "подводные" церкви, колокол с отколотым боком…
Пока проект Галины Гончаровой можно назвать заявкой. Как будут выглядеть баннеры, сколько и где конкретно их предстоит установить? Какой сквер может стать историческим? Кому принадлежат земли на месте гипотетического оазиса Ключик? - нынешней зимой там началось строительство автостоянки. А главное - стоимость и источники финансирования. Часть дизайнерских работ смогут выполнить студенты вуза. Но предстоит решить множество других вопросов. Галина Гончарова надеется, что найдутся соратники, которые загорятся идеей и смогут стать локомотивом проекта.