Тема задолженности по ЖКУ особенно острая в начале отопительного сезона, когда платёжки жителей становятся значительно «весомее». Именно в период наибольших платежей часть потребителей «забывают» об обязательствах и выращивают долги.
Больше всего горожане задолжали тресту «Теплофикация» – около одного миллиарда рублей! И это – только население, коммерческие структуры – ещё плюс 35 миллионов.
– Этот уровень, к сожалению, держится уже несколько лет, – напомнила заместитель директора МП трест «Теплофикация» Виолетта Мусина. – При этом отмечу, что платёжная дисциплина потребителей улучшилась – процент сбора увеличивается год от года и сейчас составляет 99 процентов. В этом году на законодательном уровне изменили крайний срок внесения оплаты: вместо 10-го числа стало 15-е – месяца, следующего за отчётным. Поэтому и платёжки теперь будут поступать раньше – до 5-го числа (было до 1-го).
Виолетта Николаевна обратила внимание, что необходимо вовремя оформлять все изменения по лицевым счетам, например, закрыть их при смене собственника во избежание остаточных начислений (обязательства собственника заканчиваются с момента регистрации в Росреестре). Также важно вовремя передавать показания приборов учёта: до трёх месяцев – посчитают по среднему, а потом по нормативу (4,1 кубометр за человека). Перерасчёт по одной квартире влияет на объём по всему дому. То есть тот, кто не подаёт вовремя показания, создаёт неудобства себе и своим соседям. Важно также правильно подавать информацию по зарегистрированным гражданам.
Методы работы с должниками отработаны, взыскания сегодня происходят достаточно быстро. Поэтому, если возникли материальные трудности, из-за которых вы не можете сразу погасить долг, можно обратиться за оформлением рассрочки. Тянуть не нужно, потому что судебная система работает оперативно: судебный приказ выносится в электронном виде и достаточно быстро приходит к приставам. Как только вы увидели документ у себя на госуслугах, урегулировать вопрос будет «мирным» путём уже сложнее. К тому же придётся заплатить пошлину, которая в разы увеличилась.
В этом году за неуплату услуг по отоплению и горячей воде подано в суд 15 тысяч заявлений на общую сумму 311 миллионов. Взыскано за девять месяцев 2025 года 45,5 миллиона рублей.
– Просроченная задолженность потребителей за воду на 1 октября 2025 года составила более 340 миллионов рублей, – рассказала начальник бюро по работе с дебиторской задолженностью МП трест «Водоканал» Ирина Бариева. – Рост показателя по сравнению с этим же периодом 2024 года – 12 миллионов. Своевременная оплата важна для жителей и в части возможного формирования долговой нагрузки, и в части качества обслуживания – поставщик ресурса должен развиваться, вовремя выполнять плановые ремонтные работы.
Ирина Бариева также отметила рост платёжной дисциплины: средний сбор – 98 процентов. И напомнила о ежегодной акции «В новый год без долгов»: всем, кто полностью погасит задолженность, будут списаны пени, за исключением случаев, когда вынесено судебное решение.