ПО СТАТИСТИКЕ в России около пяти миллионов школьников пользуются сотовой связью.
Каждый из них хотя бы раз «закачивал» на телефон игры, мелодии, картинки (контент), участвовал в голосованиях. Подсчитать несовершеннолетних на рынке SMS-услуг невозможно, ведь телефоны оформлены на взрослых, но независимые эксперты уверены: благодаря детям контент-провайдеры зарабатывают сотни миллионов рублей в год.
Невлнуйсскробуд
Телефонных «маньяков» среди новоиспеченных выпускников школ № 8, 55 и 56 я не обнаружила. Иван Найденко, Никита Сорокин, Михаил Цилин, Николай Кокшаров и Александр Шевченко тратятся только на сотовую связь и телефонную «аську» в месяц от ста до четырехсот рублей. По мнению ребят, времена, когда все стремились закачать картинки и музыку да еще платили за это, прошли. На выручку пришел технический прогресс. Можно бесплатно перекинуть картинку с одного телефона на другой через блютуз или ик-порт, «закачать» музыку и картинки из Интернета. В конце концов, в каждом крупном магазине есть услуги по «закачке»: картинка стоит десятку, анимация и мелодия пятнадцать, игры – тридцать рублей. Хотя, по мнению ребят, пользуются «закачкой» только малышня, девчонки да взрослые, которые «не рубят фишку».
Печальный опыт отправки SMS и звонков на короткие номера у них имеется. Один трижды звонил с телефона матери, чтобы ответить на вопрос телевикторины, каждый раз сообщали, что его ответ «не прошел». Итог – минус двести рублей. Другой заказал ежедневный гороскоп за тридцать рублей, но потом денег на ерунду стало жаль… Третий сообщил, что заказанные реалтоны приходили не всегда или были некачественными.
Поделились они и «детскими» способами экономии денег на счете. Помогает «аська» – ее можно установить самому или в отделах «закачки» за сто пятьдесят рублей. Широко используют «маячок» – бесплатное SMS с текстом «жду звонка», «дозвон» – позвонить и сбросить, в расчете на то, что тебе перезвонят. Чтобы уместиться в одно SMS длиной 70 символов, сокращают слова и убирают пробелы. Поэтому не удивляетесь, если получите от ребенка сообщение типа «невлнуйсскробуд».
Вот это анекдот!
– Три года назад купили десятилетней дочери телефон, положили на счет двести рублей, – рассказывает педагог Марина Степанова. – Когда я на следующий день проверила его, оказалось, денег не было. Я попросила у оператора распечатку звонков: оказалось, дочка отправила 18 запросов на короткий номер «Анекдоты»... Ответа не получила, но деньги исчезли. Думаю, самый разорительный период для родительского кошелька – когда у ребенка только-только появляется телефон. Не знаючи, он может поддаться на любую провокацию. Или – по телевизору рекламируют реалтон за 40 рублей. Дочка отправляет запрос на короткий номер, а в ответ получает ссылку на ресурс Интернета, где эту мелодию можно скачать. Получается, ты должен тратить деньги повторно.
А юная дочь моей знакомой отправила запрос на сайт знакомств. Ей стали приходить вопросы: твое имя, возраст, ник, рост, цвет глаз… И каждая ее ответная «эсэмэска» обошлась в восемь рублей. Девочке так и не удалось зарегистрироваться – не хватило денег. Думаю, родителям нужно рассказывать детям об этих уловках, чтобы учились на чужих ошибках. Кстати, думаю, девочки тратят на телефон больше, чем мальчики – они ведь болтушки, любят отправлять SMS. Моя дочь тратит на связь 200 рублей в неделю.
Они ходят стаями
– Телефон для ребенка – больше, чем средство связи, – уверена психолог частной гимназии «Радуга» Лилия Козяр. – Разговоры о моделях, обмен картинками стали частью повседневного детского общения. Это – атрибут молодежной субкультуры. Почему? Мне нравится фраза о подростках из книги Эды Лешан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»: «Они ходят стаями, чтобы не было видно каждого из них, и избегают дневного света, чтобы не видеть самих себя». Телефон сейчас сродни дневнику, это приватная зона. Поэтому дети протестуют, если взрослые роются в нем и командуют, что можно закачивать, а что – нет.
Откройте любой журнал для подростков – целые страницы заняты рекламой контента. Большими буквами – короткий номер и кодовое слово, маленькими – стоимость. Это рассчитано на детскую психологию. Мы, взрослые, и сами становимся жертвами агрессивной рекламы. Например, на юге вам приносят только что отпечатанные фото вашего купающегося ребенка и просят тридцать рублей за штуку. Фотографии хорошие, а не купишь – их просто порвут. Рука сама тянется к кошельку... Вспомните об этом, когда будете ругать ребенка за закачанную без разрешения картинку.
Сказать подростку: «Не качай» – бесполезно. Будьте психологами. Например, один из способов убедить – назвать три аргумента против: сильный – средний – опять сильный. Слабых аргументов у вас быть не должно.
Мобильная культура
– Оператор не может запретить абонентам звонить или отправлять SMS на короткие номера, – объясняет менеджер по маркетингу компании «Tele2» Мария Ширшова. – Однако способы контролировать состояние счета ребенка есть. Во-первых, если телефон оформлен на одного из родителей, можно брать распечатку звонков и смотреть, куда и когда ребенок звонил. Во-вторых, родители должны держать ухо востро и отслеживать новинки в тарифных планах. Конкуренция на рынке операторов сотовой связи высокая, часто появляются интересные предложения для детей как для социально значимой аудитории. Может, выгодней перевести ребенка со старого тарифа на новый? И обязательно обращайте внимание на звездочки и примечания: не всегда указанная крупным шрифтом цена – конечная. В-третьих, есть специфические услуги. Например, я знаю, что у моей дочери кончились деньги, – и могу со своего счета перевести ей двадцать рублей. Или она в течение месяца может отправить 50 бесплатных «маячков» с просьбой позвонить.
Если не хотите, чтобы ребенок пользовался мобильным Интернетом, покупайте ему недорогую модель телефона, где таких функций нет. Если же не против, чтобы он закачивал мелодии и картинки, объясните: реклама по телевизору и в журналах не всегда бывает добросовестной. А у каждого оператора сотовой связи есть свой ресурс: можно подключиться к WAP и скачать качественный контент по доступным ценам.
Сейчас заметна тенденция – разбирательств на тему «Куда мой ребенок потратил деньги со счета» стало меньше. Рынок сотовой связи динамично развивается. К сожалению, на нем много недобросовестных игроков. Но у магнитогорцев, в том числе и маленьких, появляется опыт, формируется мобильная культура.