Для большинства из нас знакомство с книгами началось именно в школьной библиотеке. А где книги, там и культура. Едва научившись читать, в библиотеке брали первые книжки, несли домой и читали, забывая про все на свете. А как живут сегодня школьные библиотеки? Чем могут порадовать юных читателей? Думаю, никого не удивит, что их книжный фонд давно устарел и в основном укомплектован изданиями 60–80-х годов. Новых изданий, особенно художественных книг и современных справочников, нет. Если раньше непременным атрибутом школьных библиотек были многочисленные подшивки газет и журналов, то сегодня не все школы могут оформить подписку даже на одну городскую газету. Что уж тут говорить о популярных и необходимых школьникам и педагогам журналах «Юность» или «Техника и молодежь»…
А вы знаете, что в прежние времена школьные библиотеки называли «кабинетом № 1»? Впрочем, и сегодня многие директора школ признают первичность библиотеки. Все-таки она – одно из важнейших составляющих в образовательном процессе. Вот в одном таком «составляющем» я и побывал в Международный день школьных библиотек в минувший понедельник. Захотелось узнать, как живет и процветает святая святых образовательного процесса.
Школа № 34. Перемена. Младшие школьники гоняются друг за другом, две девчонки шепчутся в сторонке, преподаватели пытаются вразумить некоторых оголтелых, чтобы не покалечились во время беготни – все как в старые добрые времена. Вот и библиотека, и сразу на ум приходит: «Сейчас открою дверь и никого, кроме библиотекаря, не увижу, потому что никому книги, кроме нудных ботаников, не нужны». Ошибся. Дверь открыл, а Татьяна Ластовец (на снимке) – заведующая библиотекой и по совместительству учитель русского языка и литературы – в это время показывает столпившимся возле нее девочкам книгу. Замечаю название – «Сказки». Рядом вертится мальчик, доставая с полки понравившиеся книжки.
– Ильнур каждую перемену приходит сюда читать журналы, газеты. Любознательный, – хвалит его Татьяна Ивановна.
Звонок. Дети неохотно, но все же уходят. А мы садимся в читальном зале, где Александр Сергеевич над телевизором задумчиво смотрит куда-то в сторону. На столиках расставлены шашки и шахматы, рядом стенды с детскими и военными книгами, изданиями о Магнитке.
– Следующий год правительство объявило годом чтения, – рассказывает Татьяна Ивановна, – Владимир Путин по этому случаю подарил каждой библиотеке стотомники художественной литературы. В них есть все для школьника, начиная со «Слова о полку Игореве» и заканчивая произведениями современных авторов. Это очень ценный подарок, учитывая нехватку и изношенность в школьных библиотеках как учебников, так и художественных книг. Жаль, что подарок лишь в одном экземпляре.
Разглядываю томики «от президента». Многие из этих книг читал в детстве и даже по нескольку раз: «Тарас Бульба» и «Ревизор» Гоголя, «Левша» Лескова… Некоторые прочел сравнительно недавно: в школе эти произведения казались мне «нечитабельными». Естественно, поинтересовался мнением Татьяны Ивановны:
– Не рано ли школьникам читать «Мастера и Маргариту» Булгакова или «Преступление и наказание» Достоевского? Все-таки эти романы надо осмыслить, а у детей пока игрушки всякие на уме. Я, например, прочитал эти вещи вне школьной программы.
– Вот видите, – парирует собеседница, – вы же прочитали! Есть книги, в которых прочитаешь от силы пару страниц и отложишь их, но пройдет время, и уже по-другому смотришь на произведение. Школа, по крайней мере, дает пробиться ростку в сознании ученика, а дальше решай – стоит читать или нет. И вообще, то, что современные дети не хотят читать, – неправда. Мальчики, например, стесняются об этом говорить. Сами подумайте: его зовут во двор погулять, но он же не может ответить: «Нет, я лучше почитаю какую-нибудь книгу!» – просто боится, что его поднимут на смех. Тем более, мало у кого дома есть настоящие шедевры: у мам всякие женские романы, у пап – детективы. Раньше чуть не в каждой семье на полке стояли Пушкин, Лермонтов, Горький… А сегодня в библиотеке спрашивают этих авторов – это же нонсенс! Было бы неплохо компьютеризировать библиотеки: школьники ведь «поглощают» многое через Интернет, даже книги в электронном формате читают. Вы бы посмотрели, как у методиста Натальи Макаровой из второго интерната все оснащено техникой – это же чудо! Надеюсь, в скором времени и нам специально для библиотеки выделят компьютер.
За разговором выясняю, что администрация города выделяет деньги только на учебники. Подписку на газеты помог оформить депутат городского собрания Владимир Терентьев. Художественную литературу помогают приобретать шефы из ОАО «Прокатмонтаж». Сами дети приносят свои бывшие детсадовские книжки – тоненькие, в мягком переплете – библиотекари называют их «лапшой». Шикарный подарок недавно сделали школе ее выпускники, подарив библиотеке «Энциклопедию для детей», которая теперь занимает несколько рядов на полках «кабинета № 1». Всего в его книжном фонде насчитывается 14342 экземпляра. А ведь каких-то пятнадцать лет назад в нашем городе существовал бибколлектор на улице Суворова, где школьные библиотекари выбирали и выписывали книги. Увы, сейчас о таком даже и мечтать не приходится. Библиотеку навещают также местные поэты: Александр Павлов недавно, например, подарил свою последнюю книгу. Школьники, кстати, учат стихи магнитогорских поэтов. А требуют ли учителя русского и литературы от учеников внеклассного чтения?
– Не требуем, а настоятельно рекомендуем, – смеется Татьяна Ивановна. – Потому что многих советских писателей сейчас исключили из школьной программы – Аркадия Гайдара, Дмитрия Фурманова, Николая Островского. А они писали действительно хорошие произведения. Я не против, что в школьной программе появились советские писатели-«деревенщики» Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Василий Шукшин, но нельзя убирать из программы авторов, неугодных только из-за того, что они были популярны в советское время.
– Помню, когда еще учился в школе, многие книги были разрисованы нерадивыми учениками. Сейчас эта такая же головная боль для библиотекарей?
– К счастью, школьники сегодня бережнее относятся к книгам. Если я замечу, что какой-нибудь учебник разрисован или вырваны страницы, я вправе требовать от родителей ученика возмещения ущерба. А выкладывать двести рублей за книгу не каждому захочется, может, отсюда и спад «вандализма».
За разговором не замечаем звонка на перемену. В библиотеку врывается уже знакомая мне детвора, следом – старшеклассник Рома Салехов. Возвращает книгу «Русские писатели о языке».
– Ему непонятен образ Чичикова, – поясняет Татьяна Ивановна, – вот и набрал литературы разобраться.
Рома, правда, не разобрался, и после уроков вместе с Татьяной Ластовец, библиотекарем с двадцатичетырехлетним стажем, еще раз попытается выяснить: зачем все-таки Чичикову мертвые души?