И ЭХОМ ПРОНЕСЛИСЬ по коридорам недобрые вести: в марте городское Собрание депутатов вынесло решение о реорганизации лицея при МаГУ, присоединив к нему среднюю общеобразовательнуюй школу № 19.
– О том, что нашу школу ликвидируют и здание отдают лицею, мы узнали всего неделю назад, – говорит Александр Вашурин, позвонивший в редакцию от имени родительского комитета. – Почему родителей никто не проинформировал? Сведения собираем по крохам. Куда денутся наши дети? Мы хотим получить гарантии, что их не выгонят на улицу, поэтому добились встречи с представителями управления образования.
Актовый зал школы был полон до отказа. В ожидании начальника управления образования Ларисы Тихомировой родители обменивались слухами и подписывали обращения в министерства образования области и федерации. Прибыв, Лариса Геннадьевна начала с буквы закона. Она сообщила, что в новом году область перешла на «нормативно-подушевое» финансирование школ: это когда деньги следуют за ребенком и школьный «кошелек» формируется из расчета «детского поголовья». Больше учеников – больше денег. Данный проект, по задумке Минобразования, должен научить школы конкурировать друг с другом и работать в новых экономических условиях.
Не нужно быть Лобачевским, чтобы понять: реформа выбивает почву из-под ног малокомплектных школ. Первой «издержкой производства» у нас в городе стала школа № 19, имеющая в списках всего 457 «душ». Чтобы оплатить труд педагогов, этого оказалось мало. А тут еще дети учатся в одну смену, наполняемость некоторых классов менее 25 человек, бассейн к вашим услугам – не слишком ли шикарно для обычной школы со средненьким рейтингом и бесплатным образованием? В то время как зарабатывающий деньги лицей мыкается по детским садам? Придется освободить помещение. Благо и расположение у здания подходящее – прямо под боком у МаГУ. Поскольку сии обстоятельства удивительным образом создавали нужную картину, решение об упразднении школы, надо полагать, далось депутатам легко. Однако у родителей имеются серьезные возражения: дети ведь не только бумажные «души», но еще и граждане Российской Федерации. Значит, по закону они вправе выбирать школу по своему усмотрению. «Травмировать их переводами из одной школы в другую мы не считаем правильным. Наши дети не шахматные фигуры, чтобы переставлять их на доске», – говорят они в письме-протесте.
Дело в том, что почти половина учащихся ездит в школу из поселка Коммунального с левого берега. Когда-то поселковые дети начинали учиться в школе № 29, которую закрыли по причине недокомплекта, а ребят перевели в школу № 19. Теперь ситуация повторяется, и им предлагают вновь вернуться на левый берег, но уже в школы № 21 или № 30. С родительскими претензиями трудно не согласиться: тут даже не шахматы, а пинг-понг получается.
– Детям по Казачьей переправе удобно добираться в школу. И главное – здесь нас устраивает качество образования. Мой сын, например, учится в классе с дизайнерским профилем. Обе школы левого берега слабее, тридцатая вообще является девятилетней, в то время как общего среднего образования никто не отменял, – считает Александр Вашурин.
«Правобережным» детям тоже предлагают перейти в другие школы микрорайона. Самый ближний вариант – школа № 28, в ней 948 ребят, учатся, естественно, в две смены. Принять всех желающих из соседних стен у нее вряд ли получится: тогда количество «душ» грозит перевалить далеко за тысячу. Тут бы радоваться – такие деньжищи! Но ведь школа не резиновая. Сможет ли она, перегруженная, сохранить показатели качества? Комфортно ли будет детям в классах по сорок человек? Другие предложения в виде школ № 5, 14, 20 и 38 не устраивают родителей из-за дальнего расположения.
– Дорога в эти школы лежит через транспортные пути по проспекту Карла Маркса. Такой поход за знаниями может оказаться опасным для детей. Да и почему они должны ходить за тридевять земель, когда во дворе своя родная девятнадцатая школа? – тревожатся родители.
Начальник управления образования уверила, что выгонять детей из школы никто не собирается. Желающие смогут на конкурсной основе поступить в лицей и получать профильное образование, остальным дадут возможность доучиться в лицее по общеобразовательной программе под крылом своих педагогов – так сказать, на соседских основаниях. Тут бы родителям успокоиться, но это обещание вызвало новую волну вопросов.
– Как быть, если продолжить обучение в 6 или 7 классе захотят всего 15 человек? Кто согласится работать с маленьким классом в ущерб себе? И где гарантия, что учителя вообще пожелают остаться в стенах школы, которую «удалили» с карты города? Кроме того, совмещение в одном здании лицея и школы приведет к обучению в две смены. Ясно, что во вторую смену будет учиться не лицей, а наши дети. А почему они должны оказаться в худших условиях? – спрашивает родительский коллектив.
Доля правды в этих словах, безусловно, есть. На бумаге все просто: раз – и нет школы № 19. А если заглянуть в ближайшее будущее микрорайона? Низкая точка рождаемости 1998 года позади, в районе вскоре откроют два новых детских сада, а значит, количество первоклассников будет расти. Лицей при МаГУ ориентирован на старшее звено. Куда пойдут первоклашки? Опять в двадцать восьмую?.. Нарушение принципа доступности образования, на который так любит ссылаться национальный проект, к сожалению, налицо.
– У меня внуки здесь учатся: в четвертом и седьмом классах. И куда их теперь? Где мне лицей-то вытянуть? – плачет пожилая женщина, опекун двух сирот.
А ведь всю свою жизнь она платила налоги, чтобы дать детям возможность получить среднее образование бесплатно.
…Нынешним летом последний звонок в школе № 19 прозвенит горькой насмешкой над детьми, родителями и дружным, старейшим в городе педагогическим коллективом.