По дороге - то дождь, то солнце, но разве они могут помешать экскурсантам, настроенным на освоение родных просторов? К тому же комбинатские ветераны - народ неленивый, в дороге скучать себе не дают. К примеру, ветеран автотранспортного управления - старший диспетчер Любовь Колченогова без устали сжимает и разжимает в ладонях эспандер - спортсмен, велосипедист и заядлый рыбак, она каждую свободную минуту упражняет руки, чтобы не подвели в полевых условиях.
Под неспешные дружеские разговоры и насыщенный экскурс по степному раздолью за час с небольшим добираемся до соседнего Верхнеуральска. Пока колесим до местного краеведческого музея и единственной не разрушенной воинствующим атеизмом церкви, путешественники ахают-охают почти у каждого дома, вдоль которых автобус движется по старинным узким улочкам: тут деревянное кружево наличников, там - асимметрия модернового дореволюционного особняка. И противоречия городка со славными купеческими и мятежными традициями - сам Пугачёв сюда хаживал брать крепость, да отступился - тоже не остаются без внимания:
- Забавно: Свято-Никольский храм расположен на площади Красных партизан, - отмечает ветеран аглоцеха горно-обогатительного производства Евгений Нагнибеда не то контраст, не то примирение веры и безверия.
Да и рассказы экскурсоводов то и дело наталкивают на мысль: как случилось, что один из самых процветающих городов Южного Урала стал центром революционного движения? Другое недоумение: как удалось Верхнеуральску на протяжении столетия законсервироваться и в наши дни существовать почти в том же виде и с той же численностью населения, что и в предреволюционную эпоху? Ни хрущёвок нет, ни "улучшенок", ни новых предприятий - да и от прежних остались только здания или воспоминания…
Особый интерес - к быту патриархальной России, атмосферу которой запечатлела не только верхнеуральская архитектура, но и музейные экспонаты. Для комбинатских ветеранов они вполне живые: все эти угольные утюги, деревянные и каменные жернова, старомодные телефоны, фотографии казачьих семейств - как памятка из детства, из дедовских домов. Да что там предметы быта: генетической памятью, что ли, ветераны хранят такие несовременные обычаи народной жизни, как отговоры от домового. Вроде в шутку вспомнили, и уже со всех сторон насыпалось с десяток средств отпугнуть нечисть, да ещё каждый раз с оговоркой: "Мне бабушка говорила", "Всегда так делают".
Ветеран Промжилстроя Нина Шумских с удивлением узнаёт на музейных фотографиях соседнее с Верхнеуральском Полосино с его столетней историей - приезжала туда к друзьям. Помнит даже знаковый для этих мест старинный дом, построенный основателем села и сохранившийся до наших дней: "Я здесь была!" По очереди фотографируемся у стопудовой гири, обещающей, что всё задуманное стопудово сбудется. Без спешки обходим прекрасный и пустой поутру храм. Музейные экспонаты и повседневность старинного городка становятся роднёй от этих личных зарубок. И значимость малочисленных ветеранских организаций, как и малых городов, оказывается не такой уж малой, если те и другие составляют часть истории, культуры, современности родного края.
А на обратном пути у сплотившейся за время экскурсии компании - обсуждение новых поездок: лето в разгаре.