Когда в городе полным ходом шла "смена вывесок" муниципальных управляющих предприятий - подстегиваемые администрацией города, они спешно преобразовывались в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, на территории, подведомственной МУП "Трест жилищного хозяйства", возник конфликт между жителями и коммунальщиками.
Жителям не понравилось, что "реформу" коммунальные чиновники делают за их спиной, потребовали прозрачности процесса, разъяснений, что изменится в обслуживании населения. Люди были вправе потребовать, чтобы кандидат, возжелавший распоряжаться их общей собственностью, предоставил на обсуждение проект договора с собственниками жилья. Тем более, что очень многие жители сомневались, что прежние работники, оставшиеся на своих местах, сумеют "перестроиться", а уровень обслуживания МУП "ТЖХ" их явно не устраивал.
Возмущение достигло крайней точки, когда руководители МУП "ТЖХ" послали по квартирам с протоколами заочного голосования… дворников, техничек, техников, которые совершенно бесхитростно говорили: дескать, подписывайте, меняется только название. Дошло до того, что жители микрорайона обратились к депутату своего округа Ивану Сеничеву, который помог организовать их встречу с городскими чиновниками-коммунальщиками. На встрече с представителям правления коммунального хозяйства города и МУП "ТЖХ" в какой-то степени удалось снизить накал страстей, хотя конкретно никто ничего особенного не пообещал: встреча больше напоминала "вечер вопросов и ответов", своеобразный "ликбез" по коммунальной реформе. И мало кто тогда обратил внимание на фразу, произнесенную нынешним начальником УКХ, тогда еще начальником отдела реформирования ЖКХ Радиком Галеевым: "Никто вас не собирается загонять в ООО "ТЖХ", можете поискать другие управляющие компании, но ни одна из них не изъявила желания работать с вашим жилым фондом". А следовало бы понимать это так: берите, что предлагают, и не рассуждайте.
Думается, в этом и кроется причина, что некоторые управляющие компании поставили себя в положение "единственных и незаменимых" и пытаются диктовать условия тем, кто, по смыслу коммунальной реформы, является работодателем и вправе контролировать выполнение договоров, а если есть повод, то ставить управляющие компании на место или вовсе отказываться от их услуг. Совсем недавно "показало личико" то же ООО "ТЖХ" с заваренными мусоропроводами, когда жильцы отказались платить за их обслуживание двойной тариф.
Вот письмо в редакцию из 125 микрорайона от собственников жилья, подведомственного ООО "ТЖХ", ЖЭУ № 24. Суть его в том, что некоторые услуги коммунальщики предоставляют частично или не предоставляют, но счета жильцам выставляют в полном объеме. По мнению авторов письма, руководству ООО "ТЖХ" явно выгодно экономить фонд оплаты труда. Например, у дома № 133 по улице Суворова во второй половине 2008 года не было дворника. Сюда раз в неделю пригоняли целую бригаду с других участков, которая без особого энтузиазма выполняла чужую работу, но двор так и оставался запущенным. А по договору дворник на своей территории должен работать ежедневно - подметать, очищать от мусора урны, контейнерные площадки, в зимний период посыпать пешеходные дорожки песком, очищать территорию от снега. Но перерасчета за неоказанные услуги так сделано и не было. Лишь три месяца в этом году двор блистал чистотой - это добросовестно трудился молодой человек из центра занятости. И вот опять "вакансия".
Еще пример. Уходит в отпуск уборщица. Вместо регулярной уборки из ЖЭУ присылают замену - раз в месяц подмести подъезд влажным веником. Работница, имея другие участки, однажды в слезах призналась жильцам, что за эту дополнительную работу ей не платят ни копейки. Нередко жильцы предъявляют претензии рядовым работникам ЖЭУ - техничкам, дворникам. Ведь не все знают, что тем на "вакантных" местах приходится работать "за так". А раз такая "оплата", то можно не просто поработать спустя рукава, но и немножко навредить. Например, 26 августа у дома 133 бригада дворников устроила сплошной "покос" с секаторами и бензокосилкой, остервенело уничтожив в палисадниках кусты барбариса, астильбы, вишни-китайки, сирени, многолетние цветы - все что привозили и выращивали жильцы-садоводы. "Ну не поняли дворники поставленной задачи, - развела руками начальник ЖЭУ № 24 Надежда Корчагина, - со временем все отрастет".
- Как наши коммунальщики работали, - говорит жительница дома № 133 по улице Суворова Наталья Гомозкова, - так и работают - по-совдеповски. Нас это не устраивает. Мы даже сами вместо урн расставляем у подъездов коробки, старые ведра и сами их опорожняем. Требуя от нас своевременной оплаты, коммунальщики обязаны отрабатывать наши деньги сполна. Нет - делайте перерасчет. До сих пор на газонах нет земли, лежит строительный мусор сорокалетней давности. Отмостков в нашем доме нет, талая и дождевая вода идет в подвал. А "поплывут" фундаменты? Мне удалось выяснить, что в управляющей компании "не практикуются" приказы о закреплении участков обслуживания на период отпусков, болезней за другими работниками. А кто бесплатно будет работать добросовестно, с душой? А еще нам говорят: ну что вы скандалите с этими перерасчетами, это же считанные рубли. Но это - с одной квартиры, а домов сотни. Сколько наберется за год? И куда деваются эти немалые деньги? Жилищный кодекс предоставил нам немало полномочий: контролировать работу управляющей компании, требовать финансового отчета, принимать участие в утверждении штата сотрудников и многое другое. Может, когда-нибудь так и будет, пока не доросло наше сознание до такого уровня, а коммунальщики не могут никак расстаться со старыми методами. Но ведь качественно и своевременно выполнять полный регламент по содержанию и ремонтам нашего совместного имущества и территории, которые собственники и наниматели жилых помещений оплачивают полным рублем, - обязанность управляющей компании, закрепленная в совместном договоре, который при честном партнерстве, как известно, дороже денег.