О затяжном конфликте, связанном с возведением капитального пристроя к дому № 3 по улице Завенягина, "ММ" рассказывал неоднократно, стремясь осветить ситуацию с разных сторон.
Напомним суть: в ноябре 2006 года жильцы дома - жилищно-строительного кооператива № 64 с удивлением обнаружили начавшееся строительство пристроя к стенам своей девятиэтажки. За полтора месяца строители успели возвести цокольную часть, попутно оголив фундамент, перекрыв один из входов в подвал и продолбив отверстие в несущей конструкции дома. И не специалисту очевидно: это чревато постепенным разрушением дома. Пристрой возводили предприниматель Андрей Романов и его товарищ Роман Романцев - они на равных правах владельцы трехкомнатной квартиры на первом этаже. Ее площади им не хватало для успешного бизнеса, и решили они расширить свой офис, пристроив коробку. Но как-то упустили из виду, что в подобных делах закон требует согласия членов жилищно-строительного кооператива и другие необходимые документы. У предпринимателей же на руках не было даже разрешения на строительство от городских властей. Самовольная стройка и нежелание Романова и Романцева миром договориться с жильцами и послужили поводом затяжного конфликта предпринимателей и ЖСК-64.
О том, что в городе в период правления ушедшего недавно в отставку градоначальника с выделением земель под застройку творилась полная вакханалия, известно давно. Вышеуказанный конфликт - показательный пример, во многом раскрывающий истинное отношение к горожанам чиновников различных уровней и инстанций, а также "судейские ноу-хау" магнитогорского разлива. Представителям кооператива пришлось доказывать очевидные вещи: незаконность стройки, отсутствие разрешающих документов на нее и согласования с членами ЖСК. К примеру, судья федерального суда Орджоникидзевского района Елена Дегтярь отклонила иск кооператива о признании стройки незаконной и ее сносе на основании… ксерокопии проекта разрешения на строительство, выданного управлением архитектуры и не утвержденного главой города. И Е. Дегтярь на основании этого "проекта" вынесла решение, невзирая на пояснения городской администрации, что документ сей не имеет законной силы. И это далеко не самый абсурдный эпизод, ставящий в недоумение любого здравомыслящего человека.
Давайте поразмыслим: трехкомнатную квартиру Романов и Романцев приобрели в марте 2004 года. Лишь летом 2007 года перевели ее в категорию нежилых помещений. А вот выбор земельного участка "под реконструкцию офиса путем возведения пристроя" и договор аренды земли в городской администрации подписан в январе 2006 года. О каком офисе тогда могла идти речь, если реально предприниматели владели типовой трехкомнатной квартирой? Но стройка началась…
После неоднократных обращений ЖСК в органы власти и прокуратуру строительство было приостановлено. Тогда Романов и Романцев попросили собрать общее собрание - обсудить варианты мирного решения вопроса. Удалось достигнуть компромисса, но вскоре товарищи-предприниматели нарушили свои обещания, игнорировав прежние договоренности. Конфликт продолжился.
Еще одна красочная деталь действий местных органов власти: 17 сентября 2008 года Романову и Романцеву в администрации города оформили дополнительное соглашение, в соответствии с которым площадь земельного участка, изначально отводимого под строительство пристроя, увеличилась почти вдвое. И опять - никакого на то согласия членов кооператива, хотя даже муниципалитет в договоре на землю подчеркивал необходимость этого документа. Когда правление ЖСК запросило землеустроительное дело, выяснилось, что оно не утверждено. Зато были обнаружены поддельная подпись председателя правления кооператива и липовая печать. Они фигурировали в документе о якобы согласии членов кооператива на возведение пристроя. Подобные махинации с печатью и подписями - уголовное преступление. И хотя в Правобережном РОВД от имени ЖСК лежит необходимое заявление и выводы экспертов Орджоникидзевского УВД о подделках, милиция до сих пор по непонятным причинам бездействует. Молчит пока и прокуратура Орджоникидзевского района…
Еще один штрих. На одном из судебных заседаний представитель юридической службы городской администрации пояснил: жилые дома в Магнитогорске "висят в воздухе", поскольку земля под ними жильцам не принадлежит. Вот так, не больше и не меньше. И это заявляет юрист, работающий на городскую власть? Получается, Гражданский и Градостроительный кодексы нашим чиновникам совсем не указ? С такими юристами ничего удивительного, что администрация выделяет землю под пристрой без согласования с собственниками общедолевой собственности ЖСК-64, грубо нарушая базовое законодательство и Конституцию РФ.
Недоумение вызывает еще один факт: при оформлении границ земельных участков, принадлежащих дому и отведенных мэрией под пристрой, получилось не просто наложение - границы под пристрой залезли аж в квартиры дома… Но самое удручающее и пугающее: договор об аренде земли, подписанный занимавшим в то время пост заместителя главы города Виталием Сидоренко, был составлен так, что со временем не только земля из общедолевой собственности членов ЖСК, но даже часть двух стен девятиэтажки отходили в собственность Романову и Романцеву. Как вам такой поворот? Подобный абсурд и пришлось представителям ЖСК опровергать в многочисленных судах. В итоге Фемида в лице федерального судьи Татьяны Баженовой и коллегии Челябинского областного суда в октябре нынешнего года признала эти договора ничтожными, восстановив законные права жильцов дома.
В судах удалось доказать главное: администрация города не вправе распоряжаться земельным участком, принадлежащим собственникам ЖСК-64. Они - полноправные владельцы общедолевой собственности, давным-давно выплатившие стоимость своих квартир. И они на законных основаниях управляют своей собственностью.
По сути, окончательное решение суда - прецедент для нашего города. Подобных пристроев масса, но все ли они, учитывая наплевательское отношение к закону некоторых чиновников, имеют право быть? Другой вопрос: все ли мы готовы отстаивать свои права? Ведь очень часто приходится доказывать, казалось бы, очевидное, упираясь в стену крючкотворства чиновников и абсурда.
История длилась без малого три года: кооператив - не коммерческая организация, а на тяжбы ушло много денег. Одних только ксерокопий документов с полтонны весом на тысячи рублей. Все траты - из кармана членов кооператива. Романов, кстати, тоже его член, но задолжал квартплату за много месяцев. Почему для таких людей открыты двери высоких кабинетов, остается только гадать. Главное - сейчас городская администрация, которая заметно "встряхнулась" с назначением нового исполняющего полномочия главы, оформляет землю, полагающуюся ЖСК-64, в собственность кооператива в границах 1992 года - как и положено по закону.