2007 и 2008 годы выдались одними из самых успешных в новейшей истории Магнитогорска в плане дорожного строительства: закончена кольцевая объездная дорога вокруг города, обновлена трасса до Южноуральска, проведен капитальный ремонт большинства основных дорог в самом городе…
Но в конце года из-за финансовых неурядиц прекратилась реконструкция дороги на выезде из города в районе цемзавода. И с прошлого лета по сей день многочисленная армия садоводов и автомобилистов вынуждена трястись по крупной щебенке объезда, адресуя в адрес строителей и городских властей, затеявших эту стройку и бросивших наполовину готовой, нелицеприятные эпитеты. В редакцию "ММ" неоднократно письменно и устно обращались наши читатели с просьбой прояснить: когда дорогу достроят и организуют здесь нормальное движение?
Немного предыстории: заказчиком строительства этой дороги, как и других городских объектов, выступает муниципальное предприятие "Магнитогорскинвестстрой". По итогам конкурса в прошлом году определился подрядчик - ООО "Управление механизации", одно из подразделений ОАО "Магнитострой". Построить новую дорогу планировали к окончанию прошлогоднего строительного сезона. По ряду причин не получилось…
С самого начала стройка пошла тяжело: заказчик настаивал на ремонте объекта без сооружения объездной дороги. Объезда не было и в техзадании на проектирование, поэтому и средств под это дело не предусмотрели. Но при такой организации ремонта движение на участке не закрывается, а переводится на одну из полос. На второй должны разместиться габаритная дорожно-строительная техника, самосвалы, строители. Автовладельцы прекрасно помнят, какой узкой и извилистой была дорога у цемзавода до реконструкции. Поэтому подрядчик справедливо настаивал на оборудовании объезда. Начались долгие согласования… Наконец, стало очевидным, что на столь оживленной дороге организовать "однополосную стройку" не получится - слишком опасно для участников дорожного движения. Да и говорить о качестве работ при таком подходе бессмысленно. В конце концов подрядчик настоял на строительстве объездной дороги, но на это ушло драгоценное время.
- В прошлом году на реконструкции этого участка дороги мы освоили 43 миллиона рублей, но в IV квартале из-за экономических трудностей бюджетное финансирование прекратилось - стройка замерла, - рассказывает исполнительный директор ОАО "Магнитострой" Дмитрий Мельников. - Мы неоднократно и заранее сообщали городским властям: достроить дорогу есть все технические возможности, нет лишь финансов. Все это принесло большие неудобства многим горожанам, которые лишились нормальной дороги. Неподалеку от цемзавода начинаются многочисленные садовые товарищества - садоводам тоже нужна дорога, чтобы попасть на свои участки. Но денег в городском бюджете для окончания стройки не было.
В прошлом году в Магнитогорске в строительство и реконструкцию дорог было вложено около 750 миллионов рублей. Заранее планировали направить на дороги в 2009 году около миллиарда рублей. Но в итоге городская казна смогла профинансировать эту статью расходов лишь на 50 миллионов рублей. Этих средств едва хватит на ямочный ремонт.
Решением проблемы с финансированием занялись депутаты Законодательного собрания области Виктор Рашников и Алексей Гущин. Были проведены необходимые переговоры с руководителями Челябинской области о выделении Магнитогорску дополнительных средств на дорожное строительство.
Недавно по распоряжению губернатора Петра Сумина деньги были выделены, стройка ожила. Строители заверили: если не начнутся затяжные дожди, то есть все шансы к середине октября сдать дорогу в эксплуатацию. Трудность в том, что здесь очень много инженерных сетей: газо- и водопроводы, электрокабели и другие магистрали. Поэтому пришлось оборудовать многочисленные переносы, а на это ушло время. Полотно под укладку асфальта подготовит управление механизации. А вот двухслойное асфальтовое покрытие уложит Южуралавтобан.
Эх, дороги…
Основная проблема дорог в России связана с нормами их строительства в 60-70-е годы прошлого века, рассчитанными на чрезвычайно малое количество автотранспорта и низкую интенсивность его движения. Считалось, что при развитом социализме граждане будут перемещаться на общественном транспорте, а грузы будут перевозить по железным дорогам. Поэтому во дворах негде поставить машину, а дороги разбиваются за сезон грузовиками.
Строительные нормы, рассчитанные на низкую пропускную способность, подразумевали слабую подготовку основания дороги, то есть "пирога" из песка, гравия и бетона. Чтобы изменить ситуацию, придется принимать радикальные меры - полностью удалять старую насыпь и покрытие и на этом месте строить дорогу по современным нормам или же вообще строить новую дорогу, параллельно существующей.
В странах с похожим на наш климатом дороги с самого начала были рассчитаны на правильную пропускную способность и имеют соответствующую толщину и качество насыпи и асфальтобетонное покрытие, более устойчивое к температурным скачкам. Разумеется, такие дороги очень дороги - стоимость 1 км доходит до 1 млн. долларов. С появлением армирующих структур (геосетки, георешетки) появилась возможность уменьшить стоимость строительства.
Чем гуще сеть дорог, тем больше возможностей для нормального экономического развития страны. Плотность автодорог в среднем на человека в России в 3 раза меньше, чем в развитых странах, а на единицу территории мы отстаем в 8-15 раз. Так, если в России на 1000 кв. км приходится 31 км дорог с твердым покрытием, то у наших северных соседей, Швеции и Финляндии - 220-230 км, а в странах Балтии - 320-330 км. Рекордсмены по разветвленности дорог - Германия и Дания. Там на 1000 кв. км приходится 1600-1700 километров хороших дорог.