Многие читатели узнали дом, фотографию которого мы опубликовали 27 февраля. Это дом № 2 по улице 9 Мая. У многих с ним связаны теплые воспоминания.
Валентина ЗАПОРОЖЕЦ, пенсионерка:
– Я по молодости жила в этом доме в первом подъезде в квартире на два хозяина. Оттуда в 1967 году вышла замуж. Хороший дом: кирпичный, теплый. А сейчас смотрю и думаю: разворовали все по-черному. Если бы забили окна и двери на первом этаже, глядишь, такого бы не было.
Галина ШРАМКО, лаборант ЦЗЛ ММК-Метиз:
– Мы жили рядышком по улице Менжинского, поэтому все знакомо. В этом доме располагались аптека и почта. По улице 9 мая в шестидесятые годы мы ходили на демонстрацию. Сейчас смотреть на это запустение обидно – сердце замирает, когда проезжаешь мимо. Сколько сейчас молодых без жилья – отдать бы им хотя бы как временный вариант.
Анвар ГАЛЕЕВ, сотрудник МВД:
– Я не коренной житель Магнитки, но город знаю получше, чем некоторые магнитогорцы. Иногда даже вожу своих детей, устраиваю им экскурсию по странным таинственным местам Магнитки. Это место я называю «мертвый город». Но здания там строили на века. Их можно хорошо отделать и отдать остронуждающимся – беженцам, например.
Галина ДОРОНЬКИНА, пенсионерка:
– Мы жили по улице 9 мая в четвертом доме. Увидела фотографию – сразу поняла: что-то родное. Обидно сейчас видеть дом в таком состоянии: считай, прошли там молодые годы, работа была «под рукой» – на калибровке. Росли два сына. Но, конечно, экология там плохая. Помню, сыновья барахтаются в снегу, потом сушат вещи на трубах – в квартирах тех домов проходили две толстые трубы вместо батарей, а на утро под трубами хоть подметай – столько «шамотки».
Тамара КАРАГАЕВА, центр соцзащиты:
– Если только туда неплательщиков квартплаты выселять… Так дороже выйдет этот дом ремонтировать.
Светлана ВАГАНОВА, пенсионерка:
– Мы жили по Менжинского, в этот дом ходили на почту и в ателье, а в его дворе была «скорая помощь». Я работала на калибровке, рядом ясельки. Дочка здесь вырастала – я увидела фото, и аж сердце зашлось.
На мой характер, этот дом отремонтировать бы и людей заселить. Дома теплые, хорошие, потолки высокие. А что до экологии – я сейчас живу на проспекте Ленина, так не успеваю пыль с подоконников вытирать.
Татьяна МАЛОВА, домохозяйка:
– Поселок был – чудо, какие хорошие дома, какая планировка! Мы жили в доме втором «А», слева от того, который на фото. Но вокруг дома трехэтажные, а этот был особенный – четырехэтажный, большой. А в 1991 году стали всех выселять, сначала по нескольку семей, потом массово...
Ирина АЛЕКСАНДРОВА, ЦПК «Персонал»:
– За этим зданием много других, таких же разрушенных. Стены крепкие, но больше ничего не осталось. А коммуникации, внутренняя отделка обойдутся очень дорого. Калибровочный завод пытался в эти дома какие-то фирмочки пускать, но ничего не вышло. Думаю, вряд ли есть возможность эти дома использовать.
Елена БЕРЛИЗОВА, домохозяйка:
– Я жила на улице 9 мая. В доме номер два жила моя лучшая подруга, и первая любовь… Мы с девчонками залазили на крышу этого дома и загорали. Никому не говорили – а теперь наш «секрет» все узнают.
Нина БЕЛОНОГОВА, пенсионерка:
– Сама я жила на 14 участке, а сына водила в садик возле Калибровки. В первом подъезде этого дома в двухкомнатной квартире жила моя приятельница. Хорошая планировка, потолки высокие. Там мы отмечали рождение ее сына. Думаю в этом здании нужно открыть школу мастеров, готовить специалистов для комбината.
Андрей ИВАНОВ:
– В этом доме жили мои родители еще до моего рождения. Говорили, было весело, народ тогда жил дружно – бывало, выносили столы на улицу и гуляли вместе. Потом им дали квартиру по улице Московской. Это здание можно использовать под промежуточное жилье. Много приезжих живет и работает у нас. Например, сейчас в Магнитку потянулись металлурги из Белорецка – почему бы не предоставить им временное жилье?
– Дина СОЛОВЬЕВА, бывшая работница ЦЗЛ калибровочного завода:
– В этом доме в сороковые годы жило все руководство нашего завода, эвакуированного из Москвы. Престижный район, первые благоустроенные дома. Из жителей помню начальника проектного отдела калибровочного завода Загвоздина – он был участником войны, инвалидом. Здесь же жил Василий Лекарчук, поэт-песенник, руководитель ансамбля калибровочного завода «Мы уральцы». Этот дом знал лучшие времена.
Максим ПОНОМАРЕВ, ЗАО «Электроремонт»:
– Конечно, при современных способах строительства и новейших материалах легче построить новое, чем отремонтировать старое. Но, думаю, этот дом имеет историческую ценность, стены у него крепкие, интересная кирпичная кладка. У этого здания есть минус: находится на отшибе. Но может, есть возможность превратить минус в плюс: есть учреждения, которым положено находится на окраине. Например, приюту для животных, который сейчас ищет себе место.