Чего хотят родители от своих детей? Чтобы слушали старших, хорошо учились, не обижали младших. Еще – чтоб были здоровы, хорошо работали, любили Родину. Ну и чтобы «все сложилось» лучше, чем у родителей: друзья, любовь, материальный достаток. Но кто из нас, взрослых, готовит своих сыновей и дочерей к жизни в большом, сложном, меняющемся мире? И как это делать, если мы сами неумелы, недальновидны и часто беспомощны? А время требует новых людей – более развитых, более образованных, способных понимать жителей других стран, умеющих общаться и находить решение меняющихся проблем. Именно такую задачу поставили перед собой преподаватели школы «Опыт» и родители детей, которые изучают здесь иностранные языки.
…В классной комнате ребята и мамы рассказывают о прошлогодней поездке за границу. На экране монитора мелькают пейзажи и достопримечательности Польши, Голландии, Германии, Франции, Шотландии, Англии, Бельгии. Всю эту красоту на несколько мгновений прерывают знакомые мордашки: жующие, поющие, говорящие, улыбающиеся, смеющиеся – это участники путешествия запечатлели мгновения своей «иностранной жизни». Эти видеозаписи могут стать замечательным «исходником» не только для телевизионных передач, но и учебных фильмов по иностранному языку, географии, истории, истории культуры, культуре речи, архитектуре. А для моих собеседников и собеседниц – это возвращение в летние каникулы прошлого года, когда во главе с Людмилой Недорезовой они отправились в тур по странам Европы.
Разговор мы начали с выяснения того, что было трудно для ребят в долгой поездке. «Ночные переезды на автобусе. Сначала, потом привыкли», – чуть подумав, подытожили воспоминания юные путешественники. И тут же, не дожидаясь следующих вопросов, взахлеб заговорили:
– Зато как интересно! Со школой ездить веселее, чем с родителями, потому что у всех общие интересы!
– Так красиво везде!
–Чисто! Никто нигде не плюет жвачки, только туристы! Они одеваются более разумно!
– Они более открытые!
–У них молодежь общается иначе. Никто не ходит по улицам с пивом!
– Молодые люди в Европе имеют цель в жизни, знают, чего хотят!
– Там если подросток хочет заработать – может всегда найти работу!
– Родители не лезут в каждую мелочь, дают своим детям больше самостоятельности!…
В этом потоке впечатлений юных граждан политические мужи и властвующие могут найти много подсказок на вопрос: «Что делать?» Не уловили? Тогда продолжу цитаты наших детей:
– У них всегда можно найти работу! И устраиваются там без блата!
– Они могут достигнуть своей цели!
– У них другое мышление! Там очень ценится личное мнение, его уважают! Там не стремятся соответствовать стандарту!
– Молодежь в Европе не пьет, не курит!
– Там не живут бесцельно!
– Они не такие взъерошенные, как мы! Там все более культурные, более спокойные!
– В фильмах все очень искажено, в жизни интереснее. У них очень чисто!
Такие серьезные наблюдения 11–17-летних магнитогорцев, согласитесь, дорогого стоят.
Дети высказали и такие впечатления он заграничного путешествия:
– В Шотландии очень красивая природа. Я думала, только в России она неповторимая. Но у них тоже – каждая травинка отличается от другой.
Человек, с юности научившийся ценить каждую травинку в своей и чужой стране, – это уже человек мира.
Все сказанное – о том, какими магнитогорцы видят иностранцев. А какие мы в их глазах?
– Ваши первые дети, приезжавшие в нашу страну, были ангелы, – заметила одна англичанка Л. Недорезовой, организатору всех поездок, директору школы «Опыт». – А теперь по вашим детям вижу, что Россия приобретает и что теряет. Новые дети доказывают, что вы превращаетесь в общество, основанное на деньгах.
Отдадим должное наблюдательности представительницы принимающей стороны, остановим на минуту будничный бег и подумаем: что мы даем детям, чему учим, во что превращаем наших ангелов?
А наше будущее познает мир, жадно впитывая все новое, что видит и слышит. На уроках иностранного языка изучали творчество художников, а потом с радостным замиранием узнавали «Подсолнухи» Ван Гога и «Вечернюю звезду» Тернера. В национальной галерее проживали таинство «Джоконды», в Лувре любовались Тауэрским замком и ждали острых ощущений в комнате ужасов мадам Тюссо. У наших юных путешественников теплело на душе от шотландского гостеприимства, и, может быть, поэтому терпеливо жевали овсянку на завтрак в Стерлинге. Испытав на себе английскую сдержанность и прибалтийскую воспитанность, юные магнитогорцы учили иностранцев говорить по-русски и были переводчиками для своих мам за границей. Успев потанцевать на Эдинбугском фестивале и «поиграть» на волынке, они в молчаливом потрясении стояли у стен Брестской крепости, дав осознать взрослым, как далеко от нас война и что упущено в воспитательном процессе. Посмотрев достопримечательности Москвы, Берлина, Парижа, Варшавы, Эдинбурга, они в один голос утверждают, что наша столица самая красивая. Они привезли игрушки для младших братишек и шарфы для пап, деликатны со сверстниками в своих рассказах о поездке, чтобы не обидеть тех, кто не может себе такое позволить.
Очень изменились ребята за эту поездку: повзрослели, стали серьезнее, расстались со многими комплексами. «Вживую» увидев жизнь других народов, они стали бережнее к своей, больше внимания уделяют родителям и братишкам-сестренкам и лучше учатся, увидев, как сверстники в Европе отстаивают свое мнение, не боятся вступить в интеллектуальные поединки с учителями.
Период взросления у каждого свой. Эти сорок ребят, которые так много увидели и познали в августовской поездке, навсегда запомнят лето-2004. Теперь они сами осознали, что языки нужно учить не только для того, чтобы порадовать бабушку. Они осознали, как важно понимать и быть понятым. Детвора видела, что те, кто хочет чего-то добиться, должны много трудиться. И так – во всех странах, где они побывали.
Прикоснувшись к другой культуре, другому устройству жизни, юные магнитогорцы смогли достойно представлять город и страну: были корректны, дружелюбны, терпеливы, умны. Наши ребята вызывали интерес и восхищение, к их мнению прислушивались. Они очень сдружились.
Может, началось возрождение ангелов?