ПРИШЛА долгожданная весна: столбик термометра уверенно ползет вверх, веселее защебетали птахи, потекли ручьи. Все вокруг оживает и наполняется красками.
Следуя устоявшейся традиции, снег с дорог исчезает весной вместе с асфальтом, преподнося автомобилистам очередные «сюрпризы». Ямы и выбоины появляются в самых неожиданных местах в огромном количестве. Причем как на центральных проспектах и улицах, так и на второстепенных дорогах и во внутриквартальных проездах. «Прелесть» в том, что во время активного таяния снега выбоин не видно – они скрыты под водой. В прошлом году из-за плохого состояния дорожного полотна в городе зафиксировано 233 дорожно-транспортных происшествия. Сколько осталось «за кадром» и случится в нынешнем году – пока неизвестно.
Талой воды в этом году немало, чему способствовали активные снегопады в конце февраля и в марте. «Помогли» и коммунальные службы – по многочисленным отзывам горожан, так плохо снег не убирали давно. В прошлом году в последней декаде февраля тоже сильно заснежило и перемело. Но через несколько дней большинство дорог расчистили. По каким-то таинственным причинам нынче городским властям оперативно справиться со снегом не удалось. Хотя по осени средства массовой информации публиковали статьи о поступлении в город приличной партии тракторов – как раз для нужд коммунальщиков. Что и где они чистили всю зиму – для многих горожан осталось загадкой…
Чтобы не быть голословными, посмотрим на предварительные итоги опроса на сайте «Магнитогорского металла» (www.mmgazeta.ru): «Как вы оцениваете уборку городских улиц и дорог?» Из 267 ответивших лишь восемь поставили «отлично». Еще семеро оценили старания снегоборцев на четверку. Удовлетворительную оценку поставили 39 респондентов. 89 голосов – «неуд», еще 124 опрошенных выбрали ответ «из рук вон плохо». Согласитесь, красноречивые показатели.
Но вернемся к выбоинам. Качество асфальтового покрытия, неукоснительное соблюдение технологии производства и укладки асфальта, эксплуатационная нагрузка на дорогу и качество ее обслуживания – основные факторы, определяющие долговечность дорожного полотна. Видимо, в нашем городе в этой цепочке оказались слабыми несколько звеньев. Объективная причина, провоцирующая появление колдобин и ям, – резкое увеличение количества автомобилей, причем не только легковых, но и грузовых. Магнитка активно строится – транспорт курсирует по всем основным и второстепенным магистралям. Нагрузки на дороги – колоссальные, ведь груженый «КамАЗ» «убьет» любую улицу гораздо быстрее и сильнее, чем толпа легковушек.
Отметим, однако, два субъективных момента: качество дорожных работ и грамотное их обслуживание. В том, как их очищают от снега, уже убедились. А ведь весной талая вода проникает во все щели дорожного полотна, при минусовой температуре ночью – замерзает. В итоге эту щель вспучивает, словно разрывает изнутри. И – вот она, очередная яма. О тонкостях пресловутого ямочного ремонта наша газета уже писала. Напомним суть: такой ремонт требует неукоснительного соблюдения специальной технологии. Тогда заплаты будут держаться не пару недель, а хотя бы сезон-два. Стоимость ямочного ремонта немалая, даже если никто ничего не украл и не «сэкономил». Большинство наших дорог после ямочного ремонта приходит в негодность спустя два месяца. А после того как сойдет снег, без нецензурных выражений проехать по ним очень сложно…
Народные избранники тоже весьма обеспокоены обилием ям и колдобин, потому регулярно просят отчета у исполнительной власти. На последнем мартовском заседании городского Собрания депутатов о финансировании «дорожных забот» доложил заместитель главы города Владимир Ушаков. Совокупный объем финансирования запланирован в объеме 600 миллионов рублей: треть – городской бюджет, остальное – субсидии области и внебюджетных источников.
Общая протяженность улиц и дорог Магнитогорска составляет 550 километров, протяженность магистральных улиц – 180 километров. Все это хозяйство призвано обслуживать управление капитального строительства и благоустройства городской администрации – УКСиБ. О задачах и планах предстоящего сезона рассказал исполняющий обязанности начальника этого управления Юрий КРИВОУС.
– Строительный сезон дорожников еще официально не стартовал, но мы уже ведем работы на улице Советской – здесь будет выпрямлена дорога на территории теплично-садового хозяйства, приступили к строительству дороги от улицы 50-летия Магнитки в сторону Зеленого Лога. Эти два крупных объекта постараемся осилить как можно быстрее. Продолжим работы на улице Жукова в сторону Зеленого Лога и улицы Радужной. Приступим к реконструкции улицы Цементной на выезде из города – спрямим завиток дороги, где происходит много аварий.
Всего в нынешнем сезоне в черте города предстоит построить около двух километров дорог – без учета трехкилометрового отрезка по улице Советской. Плюс два километра новых тротуаров. Капитально отремонтируем 8,5 километра дорог и столько же тротуаров.
В прошлом году областной бюджет выделил Магнитогорску 262 млн. рублей на реконструкцию и ремонт дорожной сети. Ныне сумма увеличится: достигнута договоренность главы города с губернатором о выделении на эти цели 350 млн. рублей. Еще 60 млн. – на проектные работы по пятому мосту через Урал.
Городская казна направит около 170 млн. на дороги, скверы и парки. В прошлом году сумма была тоже скромнее – порядка 115 млн. рублей. Намечена реконструкция площади Народных гуляний, площади Торжеств, продолжится наведение порядка в сквере на улице Калинина, возле Магнитогорской государственной консерватории. Есть задумка создать новый сквер имени Разина на одноименной улице на участке между улицами Московской и Вокзальной.
Участок проспекта Ленина от улицы Грязнова до Советской Армии капитально отремонтируют: заменят бордюры – возможно, на гранитные, обновят тротуары, проезды и газоны. Полотно возле обувной фабрики прирастет еще одной полосой для движения транспорта. Начнется первый этап капитального ремонта улицы Вокзальной от улицы Советской в сторону ПАТО-2 на выезде из города. В левобережной части города УКСиБ нацелено продолжить работы на улицах поселка Димитрова.
– Традиционные подрядчики на ремонте и строительстве городских дорог – Южуралавтобан, управление механизации треста «Магнитострой» и муниципальное дорожное ремонтно-эксплуатационное предприятие, – отметил Юрий Николаевич. – Только Южуралавтобан обладает техникой и силами, позволяющими ему освоить на дорогах города 600 млн. рублей. Основного подрядчика определит специальный конкурс.
Ямочный ремонт запланирован в объеме 30–32 тысячи квадратных метров. Принцип таков: изначально определяют объемы капремонтов, распределяют финансирование. Естественно, капитально отремонтировать все дороги города за сезон – утопия. Поэтому тем, что еще «могут потерпеть», «светит» ямочный ремонт.