НУ РАЗВЕ это дело? Идешь по главной улице города, и вдруг сзади раздается равномерное потрескивание. Потрескивание нарастает со скоростью гоночного велосипеда, не успеваешь оглянуться, как мимо тебя стрелой пролетает лихой парниша на… велосипеде. Отскакиваешь как ошпаренный, а велобайкеру - хоть бы хны!
Так долго продолжаться не могло - и я купил… нет, не пневматический пистолет. Я купил велосипед. Без всяких там наворотов, двухкамерных шин и спидометров. Обычный…
…Какая прелесть! С двенадцати лет на велик не садился. А тут, как в сказке, - пером, в общем, не описать. Едешь по тротуару, в ушах ветер свистит, прохожие от тебя шарахаются, кое-кто вслед кричит нецензурщину, а все из-за того, что слишком для нас - пешехода и велосипедиста - узок тротуар. Во всех смыслах: где наклонный бордюр для колясок и, наверное, для велосипедов, там обязательно, когда двухколесному любителю нужно проехать, идет прохожий. Нужно срочно свернуть в сторону так и впереди идущему туда же надо именно здесь и сейчас, и ни секундой позже.
Но это еще не самое неприятное. Неприятное наступает вместе с темнотой. Раньше, прогуливаясь на своих двоих, не больно-то обращал внимание, что городские улицы вечером плохо освещены. Зато ой как приметил, когда катил по ним на велосипеде. По главным проспектам, не спорю, доехать до дома можно - администрация города позаботилась об автомобилистах: свет немного достает до прогулочных дорожек. Но когда въезжаешь в квартал, тут и наступает "рай" для велосипедиста. Кочки, ветки, бордюры - лучшие мои друзья. Единственный источник света во дворах - от едущих навстречу автомобилей, правда, толку мало: фары слепят так, что темнота после них становится просто кромешной.
Но и это еще ничего: на внутриквартальных дорогах не разъедешься так же, как и на городских, только здесь - с автомобилистами. Гнать на полной скорости на авто там, где рядом с дорогой могут играть дети, идут прохожие, проезжают велосипедисты - это вообще осмыслению не поддается. Может, мне этого не понять, потому что я не автомобилист?
О том, что двухколесного друга нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, - и говорить не стоит. Машины с сигнализацией со стоянок уводят. А уж двум колесам ноги в мгновение ока приделают. А прикуешь на цепь с замком - "выкрадут вместе с забором".
Кстати, про цепи с замком. На днях из турпоездки по Скандинавии вернулись родители. Рассказывая о суровой красоте норвежских фьордов, о безголовых мытарствах бедной датской русалки, о финских выпивохах-"паромщиках", они не могли не упомянуть о движении на дорогах в тамошних странах.
В отличие от уральских парней, рассекающих местные хай-веи на крутых тачках, горячие финские и прочие скандинавские парни предпочитают велосипеды. Можете себе представить такую картину: проезжая часть, рядом с ней - велодорожка, притом в обе стороны, а за ней - пешеходный тротуар? Чтобы представить нагляднее, посмотрите на снимок: так в Швеции размечены велодорожки. И велосипедисты там не ездят по пешеходному тротуару или автомобильной дороге. И дело вовсе не в менталитете.
Для велосипедов там оборудовано множество стоянок, а цепями приковывают свои двухколесные машинки только финны (видимо, сказывается близость российской границы). Шведы, норвежцы и датчане просто ставят велосипеды в специальные "стойла".
Скандинавские велосипедисты - законопослушные участники дорожного движения: все в велосипедных касках. И что отметили мои путешественники: на дорогах не так много машин, чего не скажешь о велосипедистах. Гид рассказала, что тамошние чиновники предпочитают добираться на работу не на автомобилях, а на тех же велосипедах. Да и для здоровья полезнее, а тем более - для экологии…
Ага, кажется, я понял, почему в Магнитке до сих пор не могут проложить велодорожки: у наших чиновников просто нет велосипедов, да и по городу, наверное, они прогуливаются редко.
- О прокладке велосипедных дорожек не раз поднимали вопрос в администрации города, - пояснили мне в ее пресс-службе. - Но потом все как-то сошло на нет: тема перешла в другую плоскость - делать в скверах и парках специальные дорожки. Хочешь - на велосипедах катайся, хочешь - на роликах.
- Большинство пострадавших велосипедистов, а их не так много - несовершеннолетние, - заявил старший инспектор по пропаганде ГиБДД УВД Федор Сумароковский. - Необходимости прокладки велосипедных дорог на городских улицах нет. Нет и общественного мнения на этот счет. А что касается европейских параметров, то нам до них далеко.
Вот и получается: каждый раз, садясь на велосипед, вспоминаешь о двух проблемах России...