Микроавтобусы, курсирующие по городским маршрутам, и трамвайные вагоны регулярно дезинфицируют. По рекомендациям Роспотребнадзора в салонах обрабатывают все контактные поверхности. Кроме того, пассажиров в трамваях убеждают соблюдать меры предосторожности, а в маршрутках с "ковидиотами" так и вовсе не церемонятся.
COVID-19 передаётся не только воздушно-капельным путём, но и через фомиты - любые предметы, с которыми контактировал заражённый человек. Наиболее вероятный сценарий распространения инфекции: в людном месте кто-то кашляет или чихает, но маской не пользуется, а в лучшем случае прикрывается рукой, затем трогает что-нибудь, и вирус остаётся на поверхности. Время нахождения ковида вне тела носителя зависит от материала. Так, минздрав Московской области информирует, что ковид живёт на картоне до 24 часов, на дереве и ткани - до двух дней, на стекле - до четырёх дней, на нержавеющей стали и пластике может продержаться неделю. Однако имеет значение и то, что непористые поверхности, например, гладкие дверные ручки, передают вирус лучше, чем пористые, скажем, бумажные купюры.
Заражённый кашляет в ладонь, берётся за поручень в общественном транспорте. Затем другой пассажир пользуется этим поручнем и обязательно дотронется рукой до лица. Как сообщала "Российская газета", нейробиологи израильского института имени Вейцмана пришли к выводу, что движение руки к лицу - это рефлекс. Люди до 40 раз в час, или около 700 раз за день, касаются носа, губ, глаз, щёк.
Нет возможности вымыть руки с мылом, надо пользоваться антисептиком после контакта с поверхностями. Но рекомендацию Всемирной организации здравоохранения почти что игнорируют. Об этом свидетельствует даже то, что осенью прилавки забиты антисептиками. Средства отпускают по дешёвке - то есть спрос на них снизился, в отличие от весны, когда растворы и гели, если уж и встречались в продаже, то рублей по 200 за 50-миллиметровый пузырёк. Поэтому-то рекомендации Роспотребнадзора по дезинфекции пассажирского транспорта стали вдвойне актуальны.
В Маггортрансе для обеззараживания поверхностей в вагонах используют таблетки Sonix-100 на основе хлора. Работники муниципального перевозчика набирают вёдрами чистую воду и растворяют таблетки из расчёта: одна штука на 10 литров. Затем протирают стёкла, поручни, сиденья, иными словами, все фомиты, которые только есть в салоне.
Главная область применения таких таблеток - инфекционные очаги, медицинские учреждения, бактериологические и вирусологические лаборатории.
Но производитель рекомендует Sonix-100 к использованию и на объектах транспортной системы. Таблетки состоят из дихлоризоцианурата натрия, который, как выяснили медики Сингапура, полностью уничтожает патогены коронавируса на поверхностях. Перевозчик не сам выбрал это средство, а следует рекомендациям Роспотребнадзора.
- Обработку салонов подвижного состава начали ещё весной и не прекращали ни на один день, - объяснил главный ревизор отдела по обеспечению безопасности движения МП "Маггортранс" Андрей Волков. - В течение смены частичной обработкой и проветриванием на конечных пунктах занимаются водители и кондукторы. В ночное время все вагоны, которые утром выйдут на линию, полностью дезинфицируют.
Из-за пандемии пассажиропоток снизился на 25 процентов. По будням Маггортранс выпускает 120 вагонов, а не 128, как весной. Однако утром и вечером по востребованным маршрутам трамваи всё-таки ходят набитые битком. В вагонах на полу нанесены линии, обозначающие расстояние социальной дистанции, но в часы пик соблюдать её при всём желании не получится. Наверное, предприятию следует рассмотреть возможность возврата к старой практике, когда по городу ходили не единицы, а составы - из двух и даже трёх вагонов.
По громкой связи пассажиров просят соблюдать меры предосторожности, на дверях наклеены плакаты, что без маски вход в трамвай запрещён. Кондукторы делают замечания людям, если у тех нет средств индивидуальной защиты, иногда даже выгоняют "ковидиотов", как безбилетников. Но такая принципиальность наблюдается всё реже, и из десяти пассажиров в среднем три человека спокойно едут без масок...
Муниципальному перевозчику, возможно, пригодится опыт коллег из коммерческого сектора. Микроавтобус не тронется с места, если кто-то в салоне подвергает опасности заражения других людей. Когда складывается такая ситуация, не только водитель, но и сами пассажиры начинают активно выгонять "ковидиота", ведь тратить время, простаивая на остановке, никто не хочет.
Микроавтобусы тоже моют дезинфицирующими средствами. Чтобы перевозчик соблюдал рекомендации Роспотребнадзора, специалисты городской администрации без предупреждения проверяют автобазы. А ещё сотрудники ГИБДД регулярно "интересуются" коммерческими маршрутами и штрафуют водителей, если хотя бы один человек в салоне окажется без маски.
Как и муниципальный перевозчик, предприниматели испытывают дополнительную финансовую нагрузку из-за необходимости закупать обеззараживающие средства. Выросли и коммунальные расходы, связанные, прежде всего, с увеличением потребления воды. При этом пассажиров тоже стало меньше. Тенденция наблюдается по всей России, и в некоторых городах обсуждают необходимость повышения стоимости проезда. В Санкт-Петербурге, Ижевске и Ангарске уже прибегли к этой мере, там билеты подорожали в среднем на четверть.
- Пассажиропоток в маршрутках Магнитогорска снизился на 20-25 процентов, - рассказал начальник отдела транспорта и связи городской администрации Кирилл Шумов. - Перевозчики регулируют количество транспортных средств на линии, и сейчас курсируют около 450-500 единиц при норме в 600-650. Но вопрос о том, что надо поднимать стоимость проезда, пока не стоит.
О трамвайном вагоне или "маршрутке", которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, можно сообщить в управление инженерного обеспечения, транспорта и связи по телефону 49-85-65, добавочный 1011 или электронной почте transport@magnitogorsk.ru">transport@magnitogorsk.ru.