Сотни негативов 40-70-х годов прошлого века обрели вторую жизнь благодаря родным фотографа Ивана Белявского. Они передали "ММ" плёнки, на которых запечатлены стройки Магнитогорска и ММК. Возведение мартена во времена Великой Отечественной, "немецкие" дома и служивые, которые курировали пленных, жилые кварталы на правом берегу начала 50-х, повседневная жизнь больницы треста "Магнитострой" 70-х, множество снимков людей и зданий и вовсе без подписи - тайну старых фотографий ещё предстоит разгадать.
О том, каким человеком был Иван Иванович, рассказала его вдова Анна Харитоновна Белявская. Родился в Магнитке в 1934 году. Ещё подростком пошёл работать в типографию. В 1960 году туда устроилась печатником и Анна. Её не смутило, что на левой руке у парня не было четырёх пальцев - остался только большой. Он потерял их в 16 лет - производственная травма. Но инвалидом его никто не считал, включая и его самого. Когда поженились, и картошку мог почистить, и огород вскопать, и с детьми управлялся.
По словам Анны Харитоновны, у него всегда была тяга к знаниям. Совмещал работу в типографии и учёбу в школе рабочей молодёжи. В Челябинске выучился на цинкографа. Занимался изготовлением цинковых клише для типографской печати. Работа требовала внимательности, кропотливости, к тому же была вредной - в процессе травления использовалась кислота. Болел желудок, вкусовые рецепторы давали сбой - не чувствовал, где кислое, где солёное. Здоровье выправилось, только когда сменил работу. Рассчитывал на горячий стаж, но подвела запись в трудовой книжке, - не "цинкограф-травильщик", а просто "цинкограф".
Выписывал много газет и журналов, очень любил читать. Ещё одна его страсть - фотография. Героями снимков были домашние: жена, дочка и сын. Колдовал над проявкой, кюветы для химикатов до сих пор в деле - как поддоны для цветочных горшков. А его "ФЭД-2" стал семейной реликвией.
В трест "Магнитострой" устроился в 1965 году - фотографом в отдел технической информации. Методично снимал, как возводятся строительные объекты. Фотографии были не художественные, а технические - такие требовались для отчётов и контроля качества. Однако их чёткость, документальность, выверенная композиция со временем добавили снимкам не только исторической, но и художественной ценности.
На пенсию Иван Иванович пошёл в 1994 году - смутное перестроечное время. Возможно, тогда и забрал ставшие никому не нужными плёнки, и свои, и более ранние, которые отсняли его предшественники. Получилось, сохранил для следующих поколений. Спустя десять лет его не стало.
Родные Ивана Белявского безвозмездно передали фотоархив в редакцию "ММ" - несколько объёмных коробок с негативами на 35-миллиметровой плёнке. Свою роль здесь сыграла неравнодушная позиция Любови Яшиной - художника-фотографа центра медицинской профилактики. Она - коллега Елены Завадской, дочери Ивана и Анны Белявских. В своё время Любовь Даниловна взяла архив на хранение, оценила его значимость и как фотограф, и как житель города, а недавно предложила семье Белявских передать его в редакцию "ММ".
- Я - патриот Магнитки, - говорит она. - Хочется, чтобы снимки обрели вторую жизнь. Уверена, что именно "Магнитогорский металл" сможет достойно распорядиться фотоархивом.
- Мы благодарны семье Белявских за этот дар. В свою очередь решили: плёнки не должны лежать мёртвым грузом, - объясняет главный редактор "Магнитогорского металла" Олег Фролов. - Фотографии ещё нигде не публиковались, и мы считаем своим долгом сделать их достоянием всех магнитогорцев. Снимки понадобятся для краеведческой работы, они будут интересны школьникам, студентам, всем неравнодушным к истории города людям, а кто-то просто узнает свой дом и близких.
Удивительно смотреть на улицы без рекламных вывесок и потока машин, да что там, даже без асфальтового покрытия, с саженцами вместо мощных деревьев. Городской пейзаж ставит в тупик - нет привычных объектов, которые, казалось, были всегда. Нестерпимо юная и свежая Магнитка, блестящая, как новенькая копеечка…
Опубликовать в "ММ" такое количество фотографий просто невозможно, поэтому редакция создала сообщество "В Контакте" с говорящим названием - "Магнитогорск. Тайна старой фотографии". Большинство плёнок в хорошем состоянии, аккуратно подписаны, но есть и размотанные без "опознавательных знаков". Каждый кадр сканируется на специальном сканере, переводится из негатива в позитивное изображение, увеличивается - благо, качество позволяет.
За три месяца существования у сообщества уже четыре тысячи подписчиков. Оно стало чем-то большим, чем просто старый фотоальбом: горожане комментируют снимки, замечают детали, предлагают версии, выкладывают свои материалы-загадки - у каждого в домашнем архиве есть снимки из разряда "где эта улица, где этот дом?"
Притягательность фото не только в их исторической ценности - есть нечто более важное. "Красивые фотографии, - пишет один из подписчиков сообщества. - В них есть композиция, пространство, свет, а главное, чувствуется сопричастность фотографа ко всему происходящему. Смотришь будто в глубь времён и понимаешь - вот она, история твоей земли".