ДОЛГАЯ СУДЕБНАЯ тяжба из-за холодильника завершена: торговая сеть «Кардинал» выплатила клиенту неустойку, компенсацию морального вреда. И, увы, поплатилась деловой репутацией.
Для бюджета и имиджа торговой сети куда дешевле было бы ответить на претензию сразу, не предавая огласке абсурдные обстоятельства дела о «кардинальском» холодильнике. Мы потому и взялись помогать покупателю Владимиру Лебедеву, что нарушения прав потребителя со стороны директора филиала торговой сети «Кардинал» Сергея Щепина были вопиющими.
Началось все банально – как тысячи подобных историй, хранящихся в архивах мирового суда и объединения защиты прав потребителей. Холодильник в магнитогорском филиале ТС «Кардинал» Лебедев купил за пятнадцать тысяч девятьсот девяносто пять рублей. Уже дома обнаружил в нем существенные недостатки: треснутое стекло морозильной камеры, сломанное крепление на дверных полках и трещину в корпусе. Согласно закону «О защите прав потребителей», продавец обязан принять назад товар ненадлежащего качества и произвести за свой счет экспертизу. И то, и другое было сделано. По факту возвращения холодильника в магазин был составлен акт с перечислением всех недостатков, подпись под которым поставили несколько сотрудников «Кардинала», в том числе и сам Щепин.
Дальше директор лично провел «оценку качества» товара, заключив, что «покупатель сам его раздолбал». В качестве доказательства он «предъявил» экспертное заключение от ООО «БТМ-Сервис». Практика штампования «экспертиз» весьма распространена среди недобросовестных продавцов. По закону после «оправдательного» заключения эксперта возмещать убытки должен уже не продавец, а покупатель. Щепин своим «правом» и воспользовался, тут же предложив Лебедеву «в добровольном порядке возместить затраты магазина». И если бы не специалисты Роспотребнадзора, обнаружившие подлог документа, дело бы кончилось несправедливой, но банальной победой директора «Кардинала».
Позже экспертизу провели специалисты Магнитогорской торгово-промышленной палаты, сделав заключение о невиновности покупателя. И Лебедев обратился в суд, требуя замены товара и выплаты неустойки. Судебная практика подсказывала мировое соглашение. В присутствии судьи Фании Исмагиловой Щепин и Лебедев такое соглашение подписали. На этом рядовой случай разборок продавца и покупателя мог бы и закончиться, но тут взыграло самолюбие «кардинальского» директора: холодильник он заменил, а платить неустойку отказался. Сказал, что «денег нет».
Надо отдать должное Сергею Щепину, который проявил исключительную изобретательность, нарушив сложившуюся практику дел о защите прав потребителей. Директор магазина выдвинул Лебедеву встречный иск. Можно сказать, создал прецедент. Мол, холодильник тебе, деревенщина, верну, но сплясать под мою дудку все равно заставлю.
В исковом заявлении директор «Кардинала» требовал с покупателя: тысячу двести рублей за хранение холодильника на складе (явная нелепость, поскольку Лебедев не заключал с ТС «Кардинал» договора на аренду складских помещений), две тысячи восемьсот рублей за проведение экспертизы (сумма явно занижена: речь о том самом документе, который Роспотребнадзор признал фальшивым и от которого отреклись эксперты «БТМ-Сервис»), девятьсот рублей за доставку товара (по закону осуществляется продавцом бесплатно), сто шестьдесят два рубля за телеграмму-приглашение в суд на имя Лебедева (без комментариев). В завершение этого опуса Щепин просил суд обязать Лебедева «возместить убытки ООО «ТС «Кардинал» в полном объеме». Судья приняла встречный иск.
В этот момент, внимательно ознакомившись с делом, мы вступили в процесс, чтобы защитить права рядового потребителя и осветить эту беспрецедентную историю в нашей газете. Подробности первых двух судебных заседаний мы уже приводили. В течение многих часов суд слушал закрученный сюжет от изобретательного Щепина. По новой версии директора, холодильник вовсе не был бракованным. Не было ни царапин, ни огромной трещины в корпусе. Справедливость своих слов находчивый директор подтвердил новой (уже третьей) экспертизой, подписанной В. Поляком. Сам Поляк то же с пеной у рта доказывал в суде, пока не увидел акт о приеме бракованного товара, подписанный сотрудниками «Кардинала» и их директором. Затем его взору открылись фото холодильника в фас и профиль со всеми поломками. Эксперт побледнел, потом покраснел. И, подумав, сказал: «Складывается впечатление, это два разных холодильника». Выступавшие позже сотрудники торговой сети, несмотря на тяжелый взгляд директора, не смогли объяснить, зачем составили акт о приеме бракованного товара, если холодильник был целым. А судья ушла в отпуск.
К нам в редакцию пришел бывший сотрудник ТС «Кардинал». Сказал, что после судебного заседания директор попросил его написать заявление об уходе по собственному желанию, «иначе расскажет, что это я переклеивал серийный номер с одного холодильника на другой». «Ты правда переклеивал?» – «Да». Парень принес нам запись этого разговора, пояснив: «Хочу, чтобы решение суда было справедливым».
К тому времени как судья вышла из отпуска, мы успели соскучиться по героям нашей истории. Но, судя по поведению Щепина в суде, ответных чувств директор не испытывал. Сначала он попытался «улизнуть», подав ходатайство о признании себя третьим лицом. Судья его отклонила. Тогда Щепин, закатив глаза, заявил, что прямо сейчас у него «обострение хронического заболевания». «Я неадекватен и за свое поведение не отвечаю», – добавил для убедительности. И, выждав паузу, эффектно завершил: «Прошу содействовать суд вызову скорой помощи».
Судья проявила гуманность и содействовала. Две женщины в белых медицинских халатах поднялись в зал заседания. Завидев их, директор «Кардинала» одной рукой начал расстегивать брюки, другой закрыл перед нами дверь, давая понять, что измерение давления – момент интимный. По окончании процедуры нас пустили в зал, и мы убедились, что давление директору мерили все-таки на руке. «Учащенное сердцебиение, – констатировала медсестра 327-й бригады. – От госпитализации точно отказываетесь?» Выписав больному справку о временной нетрудоспособности и дав рекомендации по лечению, врачи покинули суд. Следом за ними уехал Щепин, которому ни справка медработников, ни неадекватность не помешали сесть за руль «Жигулей». Судья была вынуждена отложить судебное заседание. А уже на следующем мы узнали, что господин Щепин больше не является директором филиала торговой сети «Кардинал». Он бежал с тонущего корабля, возложив исход дела на плечи молоденькой юристки, прибывшей из главного офиса в Екатеринбурге.
Следуя этике, представитель истца Ольга Михеева вновь предложила мировое соглашение, снизив исковые требования истца до минимума. Но вместо того, чтобы закончить глупейшее по сути дело, выплатив измотанному за полгода клиенту неустойку, представитель торговой сети продолжила развивать корпоративную легенду о том, что «недостатков на холодильнике вообще никогда не было». И с треском проиграла. Судья, убедившись, что юрист торговой сети «Кардинал» не способна внятно ответить ни на один вопрос со стороны Лебедева, вынесла справедливое решение об удовлетворении исковых требований потребителя. Неумение или нежелание признать свою ошибку обошлось торговой сети «Кардинал» в хорошенькую сумму.