Конференция проходила в МГТУ им. Г.И. Носова и в ДООЦ «Уральские зори». Организатором выступил челябинский «Курчатов Центр» при поддержке министерства образования и науки Челябинской области. В течение трёх дней на площадке университета и оздоровительного центра проводились мастерские и круглые столы по работе с одарёнными детьми. Выбор площадки стал не случайным – «Уральские зори» реализуют образовательные программы «Курчатов Центра» для детей юга Челябинской области.
В рамках открытия конференции в МГТУ состоялось пленарное заседание – практиками работы с одарёнными детьми поделились представители регионов. Открывая пленарное заседание, начальник управления общего образования министерства образования и науки Челябинской области Елена Бухмастова отметила, что по итогам конференции прошлого года была разработана дорожная карта и запущено много программ, направленных на развитие талантов. Также специалист подчеркнула, что профессиональный рост и развитие возможны только в профессиональном общении. Поэтому так важно знакомиться с опытом работы коллег из других регионов и получать обратную связь.
Если в прошлом году в конференции приняли участие четыре региона, то в этом – 25 представителей 17 региональных центров, как в очном, так и в заочном формате. В том числе руководители региональных центров – работающих по модели центра «Сириус», из Якутии, Архангельской, Воронежской, Кемеровской, Свердловской, Челябинской областей, Приморского и Красноярского краев, Республик Башкортостан и Марий Эл. Участники рассказали о том, как в их регионе выстроена система работы с юными талантами.
Так, в Челябинске по модели образовательного центра «Сириус» с 2020 года начал работу «Курчатов Центр». За прошедшее время он организовал более 500 программ для талантливых школьников, которые охватили более 33 тысяч детей. В коллаборацию по выявлению и развитию талантов вошли образовательные сообщества муниципалитетов. Центр даёт равные условия для всех талантливых детей региона – как Челябинска и Магнитогорска, так и малых городов. Разработана образовательная платформа, на которой зарегистрировано более 12 тысяч учащихся. Центр реализует дистанционные образовательные программы. ДООЦ «Уральские зори» – одна из площадок для проведения профильных смен. В центре работают как студенты – победители призёров олимпиад и конкурсов, так и преподаватели вузов Челябинской области, ведущие педагоги-практики региона, специалисты предприятий и организаций. Приоритет отдаётся естественно-научной и технической направленности, но также развиваются и спорт, и культура. Проект поддерживает правительство Челябинской области.
Региональный центр «Орион» Воронежской области был создан в числе первых 16 региональных центров в 2019 году в рамках нацпроекта на базе существующего организационно-методического центра, который отвечал за координацию дополнительного образования всего региона. Сейчас «Орион» продолжает активно взаимодействовать со школами, включился в олимпиадную подготовку. Была создана образовательная платформа, позволяющая вести дистанционное обучение.
Поделились своими интересными наработками и другие участники конференции. Также в пленарном заседании в режиме телемоста приняли участие первый заместитель губернатора Челябинской области Виктор Мамин и министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке, руководитель фонда «Талант и успех», директор департамента науки Антон Гусев и другие.
– Наша задача – сделать так, чтобы для каждого ребёнка были созданы условия по его индивидуальному развитию и становлению – это первое, – отметил Виталий Литке в своём выступлении. – Второе – конечно, нам нужно формировать «бесшовную» систему взаимодействия между различными уровнями образования. К сожалению, до сих пор существуют определённые проблемы касательно перехода ребят с уровня на уровень. Я говорю про интеграцию СПО и высшего образования. Нужно искать механизмы такого взаимодействия, чтобы для ребёнка переход был незаметен. Потому что все уровни образования фактически работают на одну и ту же цель – формируем успех наших детей с одной стороны, с другой – максимально помогаем им раскрыть свои таланты, чтобы они поверили в себя, у них появилась мотивация учиться и работать в своих регионах на тех предприятиях, которые сегодня их ждут. Кроме того, безусловно, поддерживаю идею о том, что нам нужно максимально включать реальный сектор экономики во все наши образовательные программы и работать над реальными проектами, формировать профильные классы, формировать специализированные программы. Например, одна из таких программ реализуется в регионе по линии медицины с Южно-Уральским государственным медицинским университетом.
Виталий Литке подчеркнул, что пример успешного взаимодействия и интеграции всех уровней образования демонстрирует МГТУ имени Г. И. Носова – здесь есть и центры дополнительного образования, и проектная школа, и колледж, который является кластером проекта «Профессионалитет», и сам университет с его программой высшего образования и научными проектами.
После пленарного заседания прошла защита проектов в рамках программы «Сириус. Лето». Ученики проектной школы МГТУ имени Носова представили десять инновационных разработок: реактивный акустический двигатель, приложение, которое определяет заболевания растений с помощью искусственного интеллекта, и другие креативные инженерно-технические изобретения.