Цель программы – сохранение жилого фонда Магнитогорска в хорошем состоянии. Верится, конечно, с трудом, учитывая коммерческую направленность деятельности любой страховой компании. Но это действительно так. Потому что страховой взнос составляет всего 10 рублей в месяц – согласитесь, на такой сумме больших денег не сделаешь. Поэтому компания СКМ рассчитывает, что в программе добровольного страхования жилья примут участие максимальное количество горожан: это и недорого, и удобно. Ведь специально ходить куда-то для оформления договора не нужно: полис будет напечатан на обратной стороне квитанции ЖРЭУ. Приходя в кассы оплатить коммунальные услуги, вы при желании можете тут же внести дополнительно 10 рублей и расписаться в полисе – вот, собственно, и все формальности.
Застрельщиками новой идеи стали Москва и Санкт-Петербург. Магнитка, проанализировав почти десятилетний опыт двух столиц в этой сфере, готова внедрить его у себя. Однако, несмотря на все выгоды, подписываться стоит лишь под тем, в чем ты уверен, другими словами, досконально изучил. Поэтому до введения программы в практику страховая компания «СКМ» совместно с газетой «Магнитогорский металл» начинают диалог с магнитогорцами об особенностях масштабной программы добровольного страхования жилья. В этом номере – первые вопросы горожан. Отвечает заместитель директора страховой компании «СКМ» Ольга РОМАНОВА.
– Откуда взялась цифра 10 рублей и какую сумму единовременно я могу получить в случае затопления квартиры при таком тарифе?
– Вводимая программа – эксперимент. Поэтому и выбрана такая сумма, которую потянет любой кошелек. Конечно, в связи с этим и максимальная сумма возмещения убытка ограничена: в случае аварии вам выплатят сумму, необходимую для проведения ремонта – стоимость материалов и ремонтных работ, но не более 10 тысяч рублей. Исключение составляет пожар, ущерб от которого превышает эту цифру в десятки раз. Дополнительные средства страховая компания перечислит на счет ЖРЭУ на проведение капитального ремонта пострадавших коммуникаций. Кроме пожаров и последствий его тушения, в список страховых рисков включены залив от аварий водопроводной, канализационной и отопительной систем, залив от проникновения воды из соседних помещений. Кроме того в нашей компании довольно давно действует так называемая индивидуальная программа страхования жилья, согласно которой вы можете застраховать свою квартиру в размере 0,8 процента от ее стоимости.
– Если я заплачу «СКМ» 10 рублей, смогу ли я рассчитывать на выплату страховой суммы в первый же месяц? Или система начнет действовать через несколько месяцев, когда на моем счету «накопятся» какие-то средства?
– Договор со страховой компанией заключается ежемесячно, поэтому воспользоваться своей страховкой вы сможете сразу по наступлении страхового случая. Ответственность компании наступает в день оплаты страхового взноса и действует в течение одного месяца. Срок возмещения убытка – не более пяти дней с момента подачи заявления в страховую компанию. Ежемесячное подписание договора, непривычное на первый взгляд, является наиболее удобным для горожан, освобождая их от переоформления документов в случае, например, смены места жительства: договор на страхование новой квартиры заключается сразу по приходе квитанции на оплату коммунальных услуг. Что касается второй части вопроса, взносы не суммируются и не накапливаются.
– Если, застраховавшись в вашей компании, я в течение нескольких лет так и не воспользуюсь страховкой, мне вернут деньги? Или я могу рассчитывать на скидку в следующем году?
– Для тех, кто, застраховавшись, не будет иметь страховых выплат в течение одного года, мы планируем ввести скидки на любой вид страхования в компании «СКМ». Есть у нас послабления и в рамках проекта добровольного страхования жилья: пропустить оплату очередной страховой премии – не значит «потерять все». В течение десяти льготных дней компания «СКМ» готова возместить стоимость утраченного имущества, если в течение шести предыдущих месяцев страховая премия добросовестно оплачивалась. Действие договора всего лишь приостанавливается до внесения следующего взноса. Еще одно достоинство: жилье принимают на страхование «как есть» – со всеми недостатками и «недоремонтами».
– Будут ли применять так называемые административные санкции со стороны работников ЖРЭУ к тем, кто не захочет подписывать договор страхования жилья?
– Никаких санкций не будет. Согласно ст. 21 Жилищного кодекса, страхование жилья возможно лишь на добровольной основе. Но и помощи со стороны ЖРЭУ вам не будет, так как, согласно той же статье, бремя ответственности за содержание жилого помещения несет его собственник. В случае, если вам удастся доказать, что в аварии в вашей квартире виновно ЖРЭУ, оно обязано возместить ущерб, однако деньги будут выплачивать, что называется, по мере поступления свободных средств, которых в коммунальной сфере практически не бывает.
– Если затопления будут происходить слишком часто, не станут ли с собственника «проблемного» жилья требовать повышения денежных взносов? И еще: входит ли в рамки страховки затапливаемый тамбур в подъезде?
– Никаких «штрафов» в виде повышения взносов не предусматривается. Страховая компания совместно с ЖРЭУ и другими экспертами обязуется найти и устранить причину частых затоплений, в том числе в тамбуре. Несмотря на то, что тамбур является территорией общего пользования, а значит, в рамки страховки не входит, средства на это будут изысканы: согласно проекту программы, около трети собранных с населения средств страховая компания будет перечислять коммунальным предприятиям на так называемые профилактические меры. Без финансового внимания со стороны страховой компании останутся лишь случаи мошенничества с целью получить страховую выплату.
– Входит ли в страховку стоимость мебели, аппаратуры и других вещей, пострадавших в аварии?
– Нет. Движимое имущество квартиры не входит в действие полиса – это, согласно законодательству, другой вид страхования.
– Как быть проживающим в коммунальной квартире: платить за страхование жилья кому-то одному или всем сразу?
– С каждым собственником заключают договор согласно количеству квитанций, приходящих в квартиру. Владельцы коммунальных квартир платят каждый за свою комнату – по отдельному полису.
– Куда обращаться в случае затопления? Кто может зафиксировать ущерб, и нужен ли в данный момент страховой агент?
– При оценке причин и последствий аварии необходимо присутствие страхового агента и представителя жилищно-коммунальной организации, в ведении которой находится пострадавшая квартира. Вызвать обоих можно по телефонам, указанным в полисе на обратной стороне квитанции.
Страховая компания «СКМ» ждет вопросов, замечаний и предложений по программе добровольного страхования жилья. Телефон «горячей линии» 21-62-10 . Ответы традиционно будут опубликованы в одном из номеров «ММ».