ПО ПЕРЕКРЕСТКУ на площади Мира фэн-шуй не плачет – фэн-шуй его одобряет.
Место хоть куда: годится для молодежной тусовки и пересадки на общественный транспорт, для свиданий и старта по магазинам. Сгодился и для пиар-акции «ММ». Акция «выросла» снизу – по инициативе рядовых сотрудников, точнее сотрудниц. Одобрена на самом верху. И как славно исполнена: словно песня!
Кажется, всего делов-то было – раздать газету прохожим. А получился диалог. И даже кое-какие наблюдения-обобщения удалось произвести. Например, замечено, что магнитогорцы ответственно относятся к печатному слову: немногие, кто отказывались от газеты, объясняли, почему: выписывают сами или некогда прочитать, или руки заняты. Иные прохожие недоверчиво присматривались к четверке «металльских» девушек в майках с фирменным газетным принтом и стопкой газет в руках.
– Это ко Дню строителя?
– Почтальоны забастовали?
Но от газеты мало кто отказывался, иные даже сами просили экземпляр. Под навесом у бабушек-зеленщиц развернулась почти что веранда-читальня. У прохожих сразу определились тематические пристрастия.
– Реклама есть? – уточняет Марат Агзамов, прежде чем принять газету.
И начинает с рекламной полосы: он в прошлом – предприниматель, подумывает организовать перед пенсией «тихое дело».
– А программа? – интересуется пенсионерка и заглядывает сразу в середку развернутого листа.
Среди прохожих немало тех, кто выписывает нашу газету, но когда до нее доберешься? Только к вечеру. Любовь Николаевна Симонова, например, читает ее с шестнадцати лет, а ей вот-вот пятьдесят девять. На расспросы времени нет, но можно предположить, что столько же лет ее судьба связана с ММК. Работница «Корпус Групп» Валентина Васильевна Платонова получает «ММ» – сын выписывает. Но по дороге в сад газета актуальнее, чем вечером в почтовом ящике, и Валентина Васильевна аккуратно складывает печатную хронику в сумку. А тридцатичетырехлетняя работница металлургического комбината Татьяна Сычева интересуется погодой и новостями, и «ММ» готов поделиться с читателем этими темами.
В некоторых диалогах очень прочитывается судьба. Вот Леха – он сам так представился, хотя по возрасту вправе бы требовать обращения по имени-отчеству: шестой десяток идет. Но, похоже, жизнь потрепала так, что он к себе относится без пиетета, зато есть что вспомнить: например, как служил, в том числе в столице в дни ГКЧП. Леха к чтению приступил тут же, не отходя от места акции, и начал с самой серьезной первой полосы. А Иван Петрович смущается внимания «металльцев», но за газету очень благодарен: лет ему «много», выписать издание не может себе позволить, а печатное слово ему интересно.
Между прочим фэн-шуй и тут сработал на славу. Мимо проходят коллеги из другого городского издания: улыбаются, раскланиваются – газетная конкуренция конкуренцией, а журналистская солидарность солидарностью.
Пятнадцать минут – и от пачки свежего «ММ» ничего не осталось: вся – на руках у магнитогорцев. «Акционерки» обмениваются впечатлениями: было нетрудно, тем более что у иных, как у Алисы Хабировой, есть опыт мерчендайзинга и анкетирования на улицах. По наблюдениям участниц акции, наибольшим спросом газета пользуется у старшего поколения – эта категория сама идет на контакт, а молодежь – ждет предложения. Наши девушки находят этому факту мудреные маркетинговые объяснения, а я, с высоты возраста, вижу житейскую причину: уж очень ослепительно яркие девчонки взялись раздавать газету. Вот тут «ММ» дал маху, снарядив в десант своих самых смуглых, белозубых, стройных и остроумных: такие и привлекают, и смущают. Хотя свой резон есть: большинство участниц акции – солдаты невидимого фронта. Если не считать набирающую обороты молодую журналистку Алису Хабирову, знакомую читателю «ММ» по публикациям, остальных он знает только по их работе: Ольга Гаврилова – сверстала полосу, Юля Кудрявцева – рекламу на этой полосе, а Лиза Епанешникова – голос редакции, она отвечает на звонки. Лизу могут знать еще и те, кому посчастливилось стать владельцем календаря «Кинопробы»: Лиза в нем «отвечает» за октябрь.
В общем, личное знакомство показало: надо встречаться чаще.