19 февраля в "Магнитогорском металле" была опубликована статья "Эй, гражданина, туда не ходи…" - о проблемах очистки крыш от снега, наледи, сосулек и о нежелании некоторых управляющих компаний заниматься этой опасной, хлопотной, но необходимой работой, ссылаясь на то, что очистку крыш им якобы никто не оплачивает.
А это далеко не так: очистка крыш входит в графу жилищно-коммунальных платежек "содержание и ремонт". Эта работа есть в перечне типового договора собственников жилья и управляющих компаний. Другое дело, что большинство жильцов этого не знают, так как договоры практически не заключаются, в лучшем случае их бланки хранятся в жилконторах. Не говоря о том, что УК упорно не раскрывают перед жильцами сведений, на что уходят средства, предназначенные на обслуживание совместной собственности жильцов многоквартирных домов и прилегающих территорий, хотя правительство по этому поводу не раз уже грозило им пальчиком.
Чистят ли крыши в Магнитогорске? Конечно. Но - выборочно, частично. Внимание, как правило, уделяется тем участкам, где сосульки нависают в опасных для людей местах - над тротуарами, пешеходными дорожками, подъездами домов, входами в магазины, различные офисы. И, слава богу, что в городе пока "громких" ЧП не было.
Тем не менее, борьба с сосульками носит "косметический" характер. А природа явно опережает усилия "оранжевых жилетов": чередование теплых солнечных дней и ночных морозов способствует очень скорому образованию все новых опасных наледей. И, судя по скопившемуся на крышах снегу, "сосулечный" период в этом году будет затяжным.
Надеяться сегодня на усердие коммунальных служб - все равно что уповать на счастливый случай, на авось. И там, где пешеходная тропа, тротуар примыкают к зданию, нелишне поглядывать вверх: а нет ли где сосульки-убийцы? Сообщения о жертвах поступают со всех концов страны, и особенно печально, что среди пострадавших и погибших много детей. Последнее объясняется природной беспечностью наших маленьких граждан, еще не обремененных жизненным опытом и чувством самосохранения…
Можно ли эффективно бороться с сосульками? Конечно. Хотя дело это довольно затратное. Есть города, бюджет которых позволяет нанимать для такой работы бригады промышленных альпинистов. Есть сторонники "невмешательства" в зимние природные накопления на крышах: при очистке крыш часто разрушается кровля, так как наледь поддается только топорам и ломам. А на хрупкой шиферной кровле, преобладающей в Магнитогорске, противопоказано орудовать даже лопатой. Существует немало противообледенительных проектов профилактического характера. Например, в летнее время дополнительно термоизолировать потолки верхнего этажа зданий со стороны чердака, усиливать изоляцию "горячих" труб, находящихся в чердачном пространстве. Такое охлаждение крыши предотвратит подтаивание снега домовым теплом, образование наледи и сосулек. Прекрасно зарекомендовали себя во многих городах нагревательные кабели, размещаемые по свесам кровель. Кстати, одна из местных фирм предлагает эти надежные, не требующие ухода и экономически выгодные антиобледенительные системы и их монтаж. Есть эффективные проекты новых видов водосточных труб и дренажа, которые не позволяют талой воде попадать на край кровли, где и образуются сосульки-убийцы. Надо понимать и то, что проблема очистки крыш - не только в опасных для людей сосульках: талая вода, попадая в малейшие зазоры, трещины, межпанельные швы, при замерзании методично разрушает конструкцию здания, что впоследствии оборачивается неимоверно большими затратами на ремонтно-восстановительные работы.
Очистка крыш от снега, борьба с наледью и сосульками должна вестись планомерно, а не от случая к случаю. Включая профилактические работы в теплый период года. Определенный опыт есть и в Челябинской области, за примерами далеко ходить не нужно. Повсеместно проводятся рейды по выявлению "ленивых" управляющих компаний, организаций и фирм, вяло занимающихся очисткой крыш и думающих лишь о том, чтобы "поскорее закончилась эта долбаная зима-весна". Пишут предписания прокуроры, раздают штрафы административные комиссии. Кстати, штраф, налагаемый на юридических лиц по статье 3 закона Челябинской области
№ 584, составляет от 30 до 500 тысяч рублей. В ряде городов области обнародованы телефоны доверия, по которым можно, к примеру, пожаловаться на управляющую компанию, не реагирующую на просьбы жителей об очистке кровель от снега и сосулек. А в Коркине объявлен необычный конкурс на сообщение о самой большой и опасной сосульке, и, как принято в конкурсах, победителя ждет приз - торт. Примечательно, что только за неделю поступили сотни тревожных сообщений, и, как утверждается, по всем сигналам были приняты меры. Да и магнитогорские административные комиссии по контролю за чистотой и порядком в городе, учрежденные прошлым летом одновременно с "прямой линией" для сообщений о различного рода безобразиях, думаю, из этого же ряда.
И довольно обидно, когда люди искренне предлагают идеи по наведению, в частности, порядка в большом городском хозяйстве, а чиновники довольно лукаво отмахиваются от их предложений. Вот один пример.
Три десятка лет знаю Ивана Степановича Рыбалко, инженера-конструктора, одного из ведущих в свое время рационализаторов и изобретателей комбината, которому он отдал более сорока лет трудовой деятельности. Он был первым на комбинате, как бы сейчас сказали, "долларовым миллионером", еще в начале 70-х годов положив на лицевой счет экономии от внедрения изобретений и рационализаторских предложений более одного миллиона рублей. А рубль, кстати, тогда был вполне сопоставим с американской валютой.
Недавно Иван Степанович, прочитав статью "Эй, гражданина, туда не ходи…", позвонил мне и пожаловался, что ровно три года назад - в марте 2008-го, принес в приемную прежнего мэра предложение об оснащении края крыш простейшим устройством, препятствующим образованию сосулек. К письму приложил эскиз устройства, которое при нехватке средств можно устанавливать сначала над входными дверями, над тротуарами, то есть там, где ходят люди. Устройство простое в изготовлении, частично его можно сделать из бывших в употреблении труб. К тому же там, где будут установлены предлагаемые конструкции, одновременно создаются нормальные, безопасные условия обслуживания кровли жилого дома. Спустя некоторое время Иван Степанович получил письмо от одного из бывших вице-мэров, пересыпанное благодарностями и заверениями, в котором сообщалось, что предложение ветерана, несомненно, заслуживает внимания и будет использоваться. Прошло три года. Сменилось руководство города. А по поводу предложения конструктора-ветерана - ни гу-гу.
- Я, наверное, за сорок лет работы на комбинате, - говорит Иван Степанович, - избалован вниманием, с которым руководители относились к предложениям, имеющим даже небольшую выгоду для производства. И даже - когда задумка не сулила экономического эффекта, а, скажем, лишь улучшала условия труда. Создавались творческие группы, привлекались к разработке новинки опытные конструкторы. И дело всегда доводили до конца. Может, время еще не подошло, и мое предложение где-то изучается в кабинетах администрации?
Я разочаровал Ивана Рыбалко, сообщив, что в городской администрации никакого БРИЗа - бюро изобретательства и рационализации, куда он адресовал свое предложение, нет и никогда не было. И взял на себя утверждение, что три года назад он получил элементарную отписку, что никто всерьез заниматься разработкой и внедрением его идеи даже не собирался, что просто отмахнулись от него, как от ненужной обузы. Поскольку знаю много лет людей, которые якобы рассматривали и увидели в его предложении рациональное зерно, и "достижения" этих людей на ниве городского хозяйства. У нас чиновничество в своей массе таково, что, даже получив распоряжение что-то сделать к определенному сроку, начнет сперва думать о том, как бы увильнуть от поручения да засунуть "дело" в дальний ящик.
Так, может, для начала объявим, как в Коркине, хотя бы конкурс на самую большую сосульку?