По традиции поздравить героев пришли первые лица города и школьники.
Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943-го. На протяжении 200 дней с каждой вражеской атакой, с каждым снарядом, выпущенным в сторону Сталинграда, городские дома превращались в руины, а те становились последним пристанищем для павших воинов. Схватки с фашистами уносили жизни бойцов Красной Армии стремительно и беспощадно - Советский Союз пожертвовал жизнями 1129619 солдат и защитников города, дабы положить "начало массовому изгнанию захватчиков с советской земли". Не окажись перевес в Сталинградской битве на нашей стороне, неизвестно ещё, как бы повернулась история.
Заслуга людей, защищавших Сталинград, неоценима - они подарили нам свободу от тотальной фашистской идеологии. На встречу со школьниками в кинотеатр "Современник" пришли только двое: Флёра Тухватуллина и Николай Тюкинеев. Стоило им появиться в фойе, как тут же их обступили журналисты. После интервью Флёра Муртазьевна и Николай Николаевич прошли в кинозал, где, как на премьере голливудского блокбастера, не было ни одного свободного места, и даже проходы между рядами заполонили школьники. Ветеранов усадили на почётные места, вручили цветы, и мальчики в полевой военной форме "доюдашкинского" образца торжественно внесли флаги России и СССР.
Героев Сталинграда поздравили солисты детско-юношеского ансамбля "Вдохновение", исполнив песни из кинофильма "Офицеры". А заместитель председателя городского совета ветеранов Василий Муровицкий вручил героям памятные открытки и подарки.
- Мне довелось побывать на Мамаевом кургане, - обратился он к учащимся школ. - Кровь стыла, когда думал, что в 1943-м он был покрыт трупами. Люди отдавали свои жизни, чтобы вы смогли начать жить. Взгляните на ветеранов: они просят вас не растрачивать драгоценную жизнь понапрасну!
Ольга Сторожева, помощник депутата Семёна Морозова, рассказала, что никогда не видела деда, который погиб на войне, и потому ей особо важен каждый фронтовик Великой Отечественной. Председатель общественной палаты Валентин Романов по праву человека, на себе испытавшего ужас фашистской оккупации, отметил, что именно в Сталинграде было положено начало спасения всего цивилизованного человечества от фашистской чумы.
- Эти люди - наша гордость, - поделился по окончании встречи своими впечатлениями учащийся 7 "В" класса школы № 8 Антон Корбут. - Герои, которые не сдавались и шли вперёд. Мне не нравятся разговоры о том, что если бы Германия победила, жилось бы сейчас лучше. Родина - какая никакая, но всё-таки своя, и мне этого достаточно. Серьёзно отношусь к встрече с ветеранами, хотя многие школьники приходят только потому, что это обязательно, и ведут себя здесь не самым лучшим образом. Но я их понимаю - ведь мы видели войну лишь в фильмах и компьютерных играх.
Школьников действительно, можно понять - ветераны их не осуждают. На встрече Флёра Муртазьевна и Николай Николаевич не выступали перед детьми с рассказами и воспоминаниями о войне, и потому, наверное, это молодое поколение никогда не узнает, в чём заслуга, по которой чествовали ветеранов. А между тем, напомнить о военных буднях этих легендарных жителей Магнитки будет не лишним.
Флёра Тухватуллина попала на фронт, едва покинув школьную скамью, весной 1942 года. Выучилась на радистку и с лётной бригадой была направлена в Сталинград, где уже разгорелись ожесточённые бои. Она не стреляла во врага, не поднимала людей в атаку, а просто передавала метеосводки на аэродром. Казалось бы, ничего особого, но именно эти радиограммы зачастую спасали советские самолёты от капризов погоды. После разгрома 6-й германской армии, осаждавшей Сталинград, Флёра Муртазьевна со своей бригадой дошла до Берлина.
- Горжусь тем, что расписалась на рейхстаге собственной рукой! - улыбаясь, говорит она. - А ведь так боялись, что не сможем одолеть немцев в Сталинградской битве, да и не знали тогда, чем обернётся для нас победа над генералом Фридрихом Паулюсом, который командовал 6-й армией. Я видела, как он вёл двадцать тысяч своих солдат сдаваться в плен, и уверенность, что теперь фашисты обречены, наполняла сердце.
А Николай Тюкинеев успел ещё поучиться после школы в индустриальном техникуме, но начало войны обернулось для него сперва уборкой хлеба, который приходилось выкапывать из-под снега, а затем - точением снарядов для "катюш" в механическом цехе комбината. На фронт Николай Николаевич ушёл добровольцем 8 марта 1942 года. Попал в Воздушно-десантные войска. Под Сталинград направлен с эшелоном боеприпасов, который был разбит немецкой авиацией в пяти километрах от станции назначения. К Сталинграду пробирались "своим ходом" с боями. А уже там Николай Тюкинеев встал на защиту металлургического завода "Красный Октябрь":
- Завод был разрушен. Стоят два цеха друг напротив друга, а между ними - заводская труба. В одном цехе мы укрепились, в другом - немцы. Всё за трубу эту сражались - с её высоты можно было координировать огонь артиллерии. То мы их с местности выбьем, то они нас. В итоге ничего от трубы не осталось - такой массированный вели мы друг в друга огонь! В ноябре 42-го был ранен двумя осколками снаряда, и на этом моя Сталинградская битва закончилась…
После госпиталя Николай Николаевич вернулся в строй. Сражался в Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, австрийских Альпах. После 9 мая 1945 года участвовал в ликвидации несдавшихся частей СС. В Магнитогорск вернулся в 1947 году. Затем перебрался в Киев, где выучился на художника. По возвращении в Магнитку тридцать лет проработал учителем черчения и изобразительного искусства в 53-й школе. Выйдя на пенсию в 1984-м, семнадцать лет был художником-фрескистом: роспись на стенах левобережного храма Архангела Михаила - его творение.
Флёра Тухватуллина и Николай Тюкинеев прошли через пламя войны, не опалив свои души. Воспоминания о разрушенных городах, голоде и вездесущей смерти никогда не оставят их.
Однажды на земле не останется ни одного свидетеля тех страшных дней. С каждым годом всё меньше ветеранов приходит на встречи в памятные дни. Но пока они с нами, у нас есть возможность узнать, что было на самом деле, из первых уст, посмотреть в их глаза и, обняв, поблагодарить за то, что отстояли они "какую никакую, но всё-таки свою" родину.