Еще до открытия проект оказался столь востребован, что стало ясно: такой объемный и качественный материал заслуживает фестиваля. Так и родился Real Heroes Film Festival в Jazz Cinema, заявленный как региональная площадка по обмену "коротким метром", пропаганде хорошего кино и выходу на региональный и федеральный кинорынки. В этом году он представил девять фильмов на двухдневном показе и две киноночи.
И если не считать пафосной, а потому не отражающей фестивального накала текстовки-слогана: "Чтобы. Быть. Героем. Ты. Должен. Поверить", кинодиалог о герое нашего времени получился серьезным. Он, этот герой, может быть девчонкой, ищущей с сестрами "отца-подлеца", как в пародии на вестерн Екатерины Телегиной "Кошка, мишка и лиса". Или одной из сестер-близняшек, за чьими ссорами и примирениями не гаснет сестринская любовь, из "Мы делили апельсин" сестер Носик. Вообще, женские персонажи в фестивальном кино превалировали над мужскими и в числе, и в инициативности, хотя среди авторов было поровну мужчин и женщин. В этом гендерном перевесе
отразился поиск героя. У него - или у нее? - чаще женское лицо, чем мужское. И в его жизни нет места ни подвигу, ни весомому занятию.
Не считая экстремального увлечения персонажей из "Секунды свободного падения" Артура Сухонина, где молодая горожанка находит опору в любви и решается на прыжок с тарзанки, ни один из девяти фильмов не представил увлеченных делом персонажей. А если герои и решаются на поступок, то на странный - как благополучная налоговая инспекторша, у которой автоавария вызвала переоценку ценностей и подтолкнула раздать деньги алкашам из "Жизни после" Юлии Нович. Или - на криминальный, с оттенком отцеубийства, как в "Кошке, мишке и лисе". Но отсутствие героики не притупляет остроты жизненных драм, и герои всей душой погружены в личную жизнь. В ленте "Offline" Артура Сухонина Он и Она решаются перевести виртуальное знакомство в личное, преодолевая каждый для себя общее препятствие: его немоту и невзрачность. Герой "Холода" режиссера Глеба Росса переживает душевный разлад с самим собой, заглушая боль по утерянной матери и одиночество сменой подружек, тусовками и забвением дружбы.
Лучшее фестивальное приобретение: две ленты Антона Бильжо - "Сказания о нас с Евгенией" и "Счастливый конец" - представили философский взгляд на отношения мужчины и женщины, переданный иносказательно. Притча "Сказания" рисует картину пленения мужчин. Женщины сбивают их в полете, врачуют, одевают в свое тряпье, принуждают жить оседло и сопровождать вынашивание дитяти-яйца. А они тайком вырываются в бары, и если удается, взлетают и присоединяются к косяку улетающих мужчин: не соглашаются на пассивную роль, а другой при таком раскладе дел для них не предусмотрено. Лента пронизана социальными намеками и печальной иронией. К примеру, действие очень многозвучно, но общаются герои без слов - их заменяют технические звуки: рев, грохот. Слова весомо появляются только в маршевой песне.
"Счастливый конец" о любовном треугольнике тоже полон социальных обобщений, выписанных богатым языком. Капает вода из крана в квартире неверного жене сантехника - "сапожник без сапог", после недомолвок повторяют позу друг друга спящие супруги, перемигиваются световыми сигналами любовники и перекликаются с ними загорающиеся и гаснущие название магазина "Интим" и изображение сердца под ним. Как видно, творческую зрелость ничуть не умаляет короткая продолжительность фильма. Короткий метр, по мнению гостьи фестиваля - московской актрисы, режиссера и соавтора одной из короткометражек Екатерины Носик, даже способствует совершенствованию режиссуры: временные ограничения способствуют концентрации действия.
В экспресс-интервью "ММ" Екатерина Носик подтвердила: короткий метр в мировом прокате сменил статус стартового кино для молодых режиссеров на серьезное, сопоставимое с полнометражным по качеству. Но сохранил за собой главное преимущество: нацеленность на эксперимент. Все это вместе делает его привлекательным для актеров с именами, поэтому даже у режиссера без громкого имени в короткометражке можно встретить ведущих актеров, которые к тому же зачастую снимаются без гонорара, из интереса. Или снимают сами. "Для них это как карму почистить", - определила гостья подоплеку благотворительного подхода маститых к поддержке начинающих. Магнитка, кстати, проиллюстрировала те же отношения профессионалов с любителем: артисты драматического театра сыграли в получасовой работе Евгения Бакирова "Сочувствие". А совместная работа сестер Носик, представленная на второй день фестиваля "Мы делили апельсин", снятая на телефон, проиллюстрировала еще одну тенденцию: снимать при минимальном бюджете, без дорогой профессиональной аппаратуры. И это - способ преодолеть финансовые барьеры, которые сломали не один замысел.
- Довести фильм до конца - уже победа, - призналась Екатерина. - Беда короткого метра в том, что его часто замораживают на полпути.
Жюри под руководством главного режиссера драматического театра имени Пушкина Максима Кальсина назвало победителем "Мы делили апельсин". Второе место отдано "Offline", третье - "Сказаниям о нас с Евгенией". Судя по интересу молодых режиссеров к фестивалю и именам, которые он открыл для Магнитки, его можно признать состоявшимся: удача любит новичков.
А Real Heroes Film Festival продолжается: объявлен конкурсный набор для ноябрьских московских показов.