В самом деле, Магнитка прикипела к возможности перебирать собственное прошлое в авторском изложении Ирины Андреевой.
-А я ведь лет до тридцати не знала даже, где гора Магнитная, - признается она и иронизирует над собой, тогдашней. - "Зачем гора, когда есть гармония?"
"Гармония" - это о своей первой специальности музыканта. После музучилища казалось: получила профессию на всю жизнь. И когда во втором "декрете" поступила на курсы экскурсоводов по объявлению в газете - еще слабо представляла себе, что будет делать с новым опытом. Просто у самой в детстве не было экскурсий - так может, теперь поделится с кем-то этим удовольствием. А когда ее после курсов приняли в городское бюро путешествий и экскурсий, восприняла это как продолжение прежней работы: музыкальное образование, по ее мнению, и есть универсальная основа для всех гуманитарных знаний.
О своем желании делиться с детьми рассказами о родном крае Ирина Владимировна не забыла: разработала программу отчизноведения, которая в первой половине девяностых была отмечена среди первых в области, вела курсы для учителей. Эту работу продолжила, и перейдя во Дворец пионеров, где, по признанию Ирины Владимировны, она встретила настоящих единомышленников. Вместе с ними удалось создать и музыкальный проект на базе краеведения: квартет "Экополис" с его школьными уроками-концертами уже восемнадцать лет известен далеко за пределами города.
Один из самых больших подарков, преподнесенных краеведением, это знакомство с яркими людьми - живыми и ушедшими. За каждым таким знакомством - история, достойная отдельного рассказа. Чего стоит один только поиск фотографий и информации о главном архитекторе города, соавторе послевоенного генплана Магнитогорска Михаиле Дудине. Среди его работ - проекты реконструкции Свято-Никольской церкви, строительства комплекса индустриального техникума, нынешнего колледжа. Чтобы попросить его пасынка - известного актера Александра Пороховщикова - поделиться воспоминаниями о Михаиле Николаевиче, найти фотографии, Ирина Владимировна обратилась к главному режиссеру столичного Ленкома Марку Захарову, где служил Пороховщиков. Переписку участников этой истории - а Захаров писал на именной бумаге - она хранит до сих пор.
А в одну из встреч со вдовой прославленного первостроителя Хабибуллы Галиуллина она узнала, что прежними жильцами его дома на Березках были Завенягины. Жаль, многих из тех домов уже нет: сгорело бывшее завенягинское жилье, разобрали по кирпичам монументальное здание Дворца культуры горняков на Щорса.
Со всем этим краеведческим багажом надо что-то делать, и Ирина Владимировна закономерно перешла к писательскому труду. Литературная работа ей была знакома и прежде: в городской прессе не раз печатали ее заметки по истории. Несколько лет назад появилось издание о хирурге, заслуженном враче РСФСР Рудольфе Гуне. Полгода назад появилась книга о детском хирурге Оскаре Краузе, работавшем в Магнитке в начале шестидесятых, - продолжателе дела отца, педиатра Фридриха Краузе, лечившего детей первых командиров Магнитки - Завенягина, Носова.
Есть заказ и на создание книги о руководителе ансамбля "Металлург" Александре Никитине. Ирина Владимировна уже начала собирать для нее материал, и радует, что со всех концов земли откликаются ученики и коллеги Александра Васильевича. А еще - собственные неосуществленные планы. Хочется ей написать книгу о городских кладбищах: истории захоронений, биографиях упокоившихся, памятниках. Мало кто знает, к примеру, что на одном из городских кладбищ есть памятник литейщику - металлический бюст. Много бесценного материала - необнародованных тайн - хранят и архивы. Хватило бы только времени в них поработать.
К тому же, нужно каждый год задавать тему городской краеведческой викторины школьников "Моя Магнитка" на кубок городского Собрания депутатов. Через год игре пятнадцать лет, и в городском образовании она единственная носит столь высокий статус. В связи с приближением зимней Олимпиады в Сочи-2014, следующий сезон викторины будет посвящен магнитогорскому спорту.
При таком активном участии в жизни города и собственная жизнь Ирины Андреевой должна быть открытой. Но ей удается сохранить неприкосновенной частную жизнь, а самые близкие подруги сетуют: "Никогда не узнаешь, что у тебя на душе". При этом она всегда на виду, редко бывает одна. Отдыхает с ракеткой за теннисным столом, за компьютером работает, включив наушники с музыкой. И даже в автовождении у нее заметный стиль: любит быструю езду - говорит, с молоком матери всосала водительские навыки. Мама впервые села за руль беременная ею и стала одной из первых женщин-шоферов в городе в пору, когда не всякий мужчина мог себе позволить авто.
К журналистскому вопросу о несбывшемся очень кстати пришлись впечатления Ирины Владимировны о недавно прочтенной книге-автобиографии Ирины Гинзбург-Журбиной, совпавшие с ее обобщениями о собственной жизни.
- Она завершает свои воспоминания мыслью: надо любить себя со всеми своими достижениями и промахами. Если что-то не сбылось - оно тоже мое. Я это принимаю. Поэтому не обсуждаю.
Зато само за себя говорит все сбывшееся в творчестве, просвещении, исследовательской работе. Свой юбилейный год Ирина Андреева встретила очередной творческой вешкой - победой в конкурсе городского Собрания депутатов "Город и мы" в номинации "Лучший информационный проект" за программу "Дата". Но в "Дате" еще не все сказано: для города после восьмидесяти жизнь только начинается.