Под таким же названием коллекция работ экспонировалась в октябре прошлого года в Магнитогорской картинной галерее. В залах было представлено 125 чёрно-белых фотографий, которые занимали три выставочных зала. Часть снимков выполнена в технике сепия. В нынешней экспозиции более 50 фотографий, отразивших мгновения полувекового периода из жизни страны, Магнитки, горожан – с 70-х годов прошлого столетия до настоящего времени.
Валерий Намятов – личность для города знаковая, многогранная: фотограф, театральный художник, создатель и руководитель первого городского информационного телеканала «ТВ-ИН». Его работы участвовали в фотовыставках различного масштаба, лучшие снимки публиковались в журналах союзного значения. О творческой натуре фотохудожника Намятова сказано немало. Первые снимки он делал, щёлкая затвором простенького дешёвого фотоаппарата «Смена», потом был «Любитель», впоследствии они стали основой его богатой коллекции раритетной фототехники. К занятиям светописью четвероклассника Намятова побудила симпатия к девочке из параллельного класса, которая стала его первой фотомоделью.
– Рано стал фотографом, – констатирует Валерий Иванович, – а зарабатывать ремеслом стал с седьмого класса. Ни в какие фотокружки не ходил. Учился на работах лучших отечественных фотохудожников, публиковавшихся в журналах «Советское фото». Покупал зарубежные издания со снимками известных мастеров. В пятнадцать лет Валерий стал учеником фотографа комбината бытового обслуживания, а через полгода – мастером-фотографом.
Изучил технические и творческие азы фотографии: экспозицию, ретушь, ракурс, хитрости съёмки и печати. Освоил творческие постулаты фотоискусства: законы композиции, света, локаций. Открыл собственное фотоателье, привлекавшее горожан профессионализмом и мастерски исполненными портретами. В семнадцать лет он стал самым молодым телеоператором Магнитогорской студии телевидения, победив претендентов в отборочном конкурсе.
Но коллективному творчеству предпочёл авторское, став первым, как бы сейчас сказали, в кастинге на должность художника-фотографа драматического театра. С нуля создал мастерскую, где печатал огромные по тем меркам снимки: метр на полтора. Фотографии кульминационных сцен из спектаклей выставляли на улицах, в фойе не только родного театра, но и в залах, на проспектах городов, где гастролировала магнитогорская труппа: Львове, Риге, Челябинске, Кургане.
За 17 лет работы в театре собрал уникальную коллекцию портретов знаменитых советских актёров, побывавших на гастролях в Магнитке, выставка которых ещё ждёт своего часа.
Опытный фотомастер Валерий Намятов не переставал учиться: был студентом в Москве, Ленинграде, но вузовский диплом художественно-графического факультета получил в родном городе.
В начале 90-х совместно с ММК организовал и возглавил крупнейшую в регионе негосударственную телекомпанию «ТВ-ИНФОРМ», но, несмотря на высокую должность и цейтнот, всегда находил время для любимого дела.
Открытие выставки прошло в камерной обстановке. Поздравить Валерия Намятова пришли друзья, фотографы, художники, люди, знающие и ценящие мастерство светописи.
Мгновения городской жизни представлены в разножанровых фотоснимках: портретах, индустриальных и архитектурных пейзажах, сценках из повседневной жизни земляков. Уникальность работ в реализме, правдиво живописующем быт людей рабочего города. Мастеру удалось психологически тонко передать затаённую боль, одиночество, гражданский героизм людей Магнитки, подсмотреть комические и гротесковые моменты жизненных ситуаций.
– Мне интересны все жанры, – продолжает мысль Валерий Иванович. – Снимаю всё, что задело, зацепило. Люблю постановочные работы – натюрморты, инсталляции. А сам технологический процесс – темную комнату с красным фонарём – терпеть не могу. Долгие годы это было моей ежедневной работой. Другое дело, если речь идёт о творчестве. Тогда над одним кадром могу трудиться несколько дней.
– Большинство выставочных снимков было сделано «зеркальным» «Зенитом», – с восхищением говорит председатель городского Собрания Александр Морозов. – Но с какой тонкостью и мастерством Валерий Иванович передал настроение людей, эмоции в серии «Скорбный день. Фронтовики и вдовы». Снимки датированы девятым мая 1975 года. С тех пор минуло более 45 лет, большинства из героев фоторабот уже нет в живых, но снимки сохранили для нас лица фронтовиков: суровые, честные, прекрасные образы победителей. А этот мальчишка, которому ставят укол, теперь пенсионер, но на снимке из серии «Один день в больнице» он всегда будет молодым. Эту фотографию увидели не только магнитогорцы, но и вся страна. Работа была опубликована на страницах журнала «Огонёк». Снимок пожилого человека из этой же серии мастерски передаёт настроение. Чувствуется не только одиночество старика, созерцающего зимний пейзаж за окном, но и комфортная температура палаты. Прекрасно, что люди, пришедшие в театр, смогут увидеть лица земляков, почувствовать атмосферу ушедшей эпохи социализма.
– Надо быть большим мастером, чтобы работать в монохроме, – подчеркнул Александр Иванов. – Это очень трудно технически. Валерий Иванович, профессионал светописи, создаёт работы высокого творческого уровня. Человек он разносторонний, коллекционер, собиратель не только фототехники, но и всевозможных раритетов, многие из них Валерий Иванович преподнёс в дар историко-краеведческому музею. Ко всему прекрасный рассказчик: он кладезь удивительных историй, связанных с известными людьми нашего времени: артистами, режиссёрами.
Не могу не вспомнить и своё первое знакомство с творчеством Валерия Намятова. Много лет назад снимок в журнале «Огонёк» «Говори, говори…» заставил замереть. Это время ударных пятилеток и соцзаданий, низведённых партработниками до абсурда. Очередное собрание-заседание колхозников проходит на рабочем месте – в поле. За неимением стульев труженики расположились на голой земле, для руководства доставили трибуну, с которой и вещает начальник. Яркий, сатирический, переходящий в гротеск фотообраз времён застойного социализма. Недопустимый для официальных снимков ракурс, вид начальственного зада, иллюстрирует дискредитацию партийно-хозяйственной системы СССР. И сам снимок, и его публикация в те годы были актом гражданского мужества.
Из всех снимков лучшим Валерий Намятов считает портрет матери. В её биографии до предела сконцентрирована судьба поколений советских тружениц, переживших раскулачивание, ссылку на каторжные работы строек социализма, голодные и холодные военные годы, рождение четверых ребятишек, которым привила честность, доброту, трудолюбие, вывела в люди.
В галерее фоторабот запечатлена не только жизнь уральцев, но и столичных горожан. Серия «Арбат» объединяет знаковые моменты уличной сутолоки на главной московской улице. Колоритные персонажи, психологически точно передающие атмосферу рынка, объединены в серию «Базарный день». Процесс рождения спектакля, режиссёрский нерв репетиций, неуловимая аура актерского флёра составляют уникальную серию «Театр. Закулисье».
Для Валерия Намятова, признавшегося в нелюбви к технологическим процессам фотопроизводства, настали золотые времена. Не надо ломать голову над экспозицией, проявкой плёнки, «химичить» с печатью. Приличный по техническим меркам снимок теперь можно сделать и на гаджет. Однако виртуозность владения графикой чёрно-белой палитры понуждает мастера и свои недавние цветные работы «переводить» в монохром. Хотя контраст снимков из серии «Первый снег», вероятно, раскрывает авторский замысел: подчеркнуть красоту в контрастности природного явления.
Фотохудожник Валерий Намятов считает, что самая первоклассная техника не поможет отразить правду жизни, если человек не обладает уникальным даром авторского видения мира, умением сконцентрировать в кадре приметы времени.