ЗЕЛЕНОЕ ПЯТНЫШКО на торцевой стороне девятиэтажного дома видно издалека. Пока надпись не разберешь, кажется – это какой-то указатель или вывеска продуктового магазина. Когда же на серой стене вдруг проступает «ЗАГС», хочется себя ущипнуть. Но за углом, во дворе дома № 8 по улице Коробова, рядом с детской игровой площадкой, действительно расположен отдел ЗАГСа администрации Орджоникидзевского района.
– Регистрацию браков здесь мы начали в 2002 году, – говорит Светлана Редькина. – До этого она проходила во Дворце культуры и техники металлургов и в «Орджо». Спору нет: площади там больше, а вот удобств для новобрачных и их гостей – никаких. Представьте: пара готовится к торжеству, а мимо снуют зрители, пришедшие на просмотр фильма, бабушки торопятся на прием к экстрасенсу. Попробуй почувствовать святость момента рождения семьи.
Первоначально пристрой между жилыми домами задумывали как национальный татаро-башкирский центр, отчего он и унаследовал оригинальную планировку: скульптурные своды, колонны, ступени и витражи. Внутреннее убранство напоминает тронный зал в миниатюре. Красиво, но места – «в обрез», поэтому нет ни гардероба, ни комнат жениха и невесты, как в правобережном отделе. Впрочем, времени для наведения красоты у молодых тоже нет. Летом этот «кукольный домик» принимает до сорока пар в день – по пять–десять минут на каждую. Во избежание «пробок» работникам ЗАГСа приходится четко вести процесс регистрации.
– Конечно, такой закуточек… А хочется, чтобы государственная регистрация брака запомнилась молодым на всю жизнь. Как можем, создаем уют: привезли на площадку возле входа чернозем, сделаем зеленый газон с цветами, чтобы парам было где фотографироваться. Если бы увеличить наши площади, выкупив одну из соседних квартир, можно сделать комнату для мамы с ребенком и проводить торжественную регистрацию рождения. За залом регистрации не плохо бы иметь зимний сад с беседкой, выходящей на улицу. Только вот средств пока нет, – сетует Светлана Редькина.
Такова специфика всех органов ЗАГСа: средства на торжественность момента федеральным законом не предусмотрены. С исторического 1917 года повелось, что брак – не более, чем одна из многих записей гражданского состояния. Понятно, что на заре советской эпохи, когда ЗАГСы располагались где-нибудь во дворах исполкомов, было не до сантиментов. Какая уж тут романтика, когда органы эти были подчинены сначала НКВД, потом КГБ и Министерству госбезопасности? Страшно представить. Приходил в скрипучий кабинет служащий Киса Воробьянинов, буднично открывал толстенную книгу, делал в ней аккуратную запись, строго взирая на новобрачных, и – до свидания.
Ту суровую эпоху мы пережили, двадцатирублевый гербовый взнос сменился на госпошлину в размере двухсот «деревянных». А вот закон по сей день незыблем: брак – всего лишь юридическая запись, ЗАГС – всего лишь отдел при районной администрации. Торжественность – «по желанию молодых». Благодаря этому пункту, сегодня широко развернули деятельность частные фирмы по наведению праздничного антуража и ведению фото- и видеосъемки во время церемонии. Федеральный же бюджет изысков не предусматривает: деньги – только на зарплату работникам и содержание отдела. Дарить людям праздник, читать стихи под звуки свадебного марша, украшать фасад здания должен, видимо, бог супружества Гименей.
Плачевный вид старейших ЗАГСов нашего города – еженедельно на глазах сотен людей. Потертые вывески, облупившаяся штукатурка, струйки на стенах во время дождей. В декабре прошлого года для их ремонта областной бюджет выделил по 250 тысяч рублей. На эти средства правобережный отдел оформил дизайн внутренних залов, ленинскому хватило только на замену полов и обустройство архива. О достойном «парадном входе» ЗАГСу Правобережного района пока приходится мечтать. Кстати, собой он опять же хозблок, пристроенный к жилому дому. Периодически начальнику отдела Галине Глущенко приходится «принимать бой» с близлежащими торговыми точками за право места для свадебного кортежа на подъездных путях. Декоративное крыльцо, открывающее «дорогу к счастью», находится в ведомстве ЖКХ – с ним договориться куда сложнее, нежели выпросить деньги на ремонт в областном бюджете.
– Мы просили как-то облагородить внешний вид здания, побелить, привести в порядок ступени, сделать облицовку: уж очень убого выглядим на фоне шикарных торговых центров. Коммунальщики приехали, заменили водосточные трубы и на этом поставили точку, – говорит Галина Глущенко.
Сегодня на территории Челябинской области действует закон «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния». Так почему бы приличием брачных храмов не озадачиться нашим городским властям? В других городах так и поступают. За примером далеко ходить не нужно: в Белорецке успешно действует красивый Дворец бракосочетания. Федеральный закон не только не запрещает муниципалитету облагораживать отделы ЗАГС, а наоборот, подталкивает к политике благоустройства российских городов по примеру Москвы.
– Забота об институте семьи начинается на ступеньках ЗАГСа, – считает начальник отдела ЗАГС администрации Ленинского района Елена Веселова. – Почему бы в городе не создать торжественный Дворец бракосочетания? Подходящих помещений немало. Сколько, например, недействующих кинотеатров? Все они постепенно уходят в частные руки. Взять кинотеатр имени М. Горького – очень красивое место, удобные подъездные пути, парк рядышком. В здании можно сделать не только зал регистрации, но и ресторан – получится культурный комплекс. Ведь мы говорим о семье. А от нее не в последнюю очередь зависит благополучие города и государства.
У начальника отдела ЗАГС Правобережного района на примете другой памятник архитектуры – брошенное здание между ДЦ «Магнит» и магазином «Орбита». По ее мнению, лучшего места для Дворца бракосочетания не найти: центр города, парковая зона, огромное пространство для кортежа. «Только вот кому это нужно?» – вздохнула она напоследок. И то верно: бог высоко, царь далеко, а местным чиновникам недосуг.
«Приходите, забрачуем и вас!» – добавила на прощание доброжелательная Галина Глущенко. «Забрачуем». Десять раз подумаешь, выбирая место для таинства государственной регистрации. Как Илья Муромец на распутье: направо пойдешь – без подъездных путей останешься, налево – без фото у парадного входа. Уши появляются – хвост увязает. А ведь красоты и величия в день свадьбы хочется каждому человеку. И добру молодцу, и красной девице.