Недавно один мой знакомый купил в «Мире связи», что по проспекту Ленина, 37, очень недешевый, скажем так, сотовый телефон. Принес домой, включил – не заряжается. «Погонял» сутки – тщетно. Принес несостоявшуюся «радость» в магазин, потребовал вернуть деньги. «Ну ты и наивный, мужик, – прочел он в глазах вчерашних пропагандистов безотказной современной электроники, – неужто не понимаешь, как круто ты попал?» В глаза же сказали, что тут еще сервисмены должны посмотреть, может, покупатель сам потоптался-поковырялся в аппарате, не нашел внутри ничего интересного и теперь пытается сплавить его обратно. Хотя аппарат и заклеен, и запломбирован. Словом, выдь за дверь. Придешь завтра, послезавтра… Но все же где-то через неделю покупатель «дожал» торговцев, которые с грустными глазами деньги вернули. Шлепнула прощально за обиженным покупателем дверь – вроде и не был здесь, не мурыжили его целую неделю, не подергали за нервы: ведь никакой бумажки, чека хотя бы, не осталось на руках. Шито-крыто. А у выхода знакомые ребята-бедолаги встречают: «Счастливый, – говорят, – а мы уже полгода ходим – ни денег, ни телефона».
Но это еще не все. Телефон-то нужен. Зашел знакомый в другой магазин все на том же проспекте – в «Симфонию». Окружили там его молодые ребята заботой, помогли выбрать аппарат, посулили дисконтную карту. А он, памятуя о предыдущей истории, говорит, мол, не надо мне никаких скидок в будущем, я оплачиваю покупку, но заберу аппарат завтра. А вы его пока зарядите, проверьте. Что на простом и понятном языке называется предпродажной подготовкой. Но, показав ему за спиной фигу, «продавцы-консультанты» все же всучили, как оказалось, того же кота в мешке, что и в «Мире связи»: телефон оказался неисправным. На следующий день в «Симфонии» с покупателем начались продолжительные разговоры на тему «Я не я и хата не моя». То бишь, старшего продавца нет, директора нет, хозяин в Екатеринбурге, а мы – люди маленькие. И вообще, сотовые телефоны, как и дамские панталоны, возврату и обмену не подлежат. Вот так.
А это – явная чушь. И надежда далеких от гильдии честного бизнеса продавцов, что покупатели не знакомы с законодательством о защите прав потребителей товаров и услуг. Или не найдут «в случае чего» довольно известную в городе одноименную общественную организации по улице Октябрьской, 32. Или рассчитывают на нашу инерцию: мол, невелика потеря, хождения по инстанциям выйдут себе дороже. Кстати, по имеющимся сведениям, самые распространенные жалобы в ОЗПП – именно по конфликтам покупателей сотовых телефонов. И, видимо, не случайно: по сведениям СМИ, в России рынок аппаратов «серого» происхождения переполнен.
Хамство – во многом наследие социализма, тяжко поддающееся излечению. Есть неприкрытое, откровенное хамство – пьяное, красномордое, смердящее, которое все больше прячется по квартирам, подворотням. Но все чаще встречается хамство закамуфлированное, с улыбкой. В той же торговле, к примеру, которая обзавелась «европейскими» вывесками, товарами в современной упаковке «Made in…», но не освободилась от «совкового» менталитета. Казалось бы, частный магазин, где каждого покупателя хотя бы по рыночным законам положено встречать едва ли не у дверей и обхаживать так, чтобы он пришел в этот магазин еще и еще. И другим насоветовал. Так нет. В иную «точку» заходишь, и ощущение такое, будто ты покусился на драгоценное время занятых разговорами работников прилавка, напустил сквозняка, затоптал пол и вообще не покупать пришел, а что-нибудь стырить.
Отдельный разговор о рынках, которые ускоренными темпами уходят под крышу. Но не красна изба углами! Какая хозяйка при покупке продуктов не сталкивалась на этих «дешевых» точках с обсчетами и обвесами? Как правило, с улыбкой. И довольно часто видишь покупателей с карманными весами-динамометрами и калькуляторами, для перепроверки честности продавцов – не отходя от прилавка. Доподлинно известно, что достаточно «засветить» собственный мерительный инструмент до покупки, и тебя не облапошат. Если после – могут возмутиться за подозрение в нечестности, но уличенные в обмане тут же извинятся за «невнимательность», без шума вернут деньги или возместят недовес: хам не переносит огласки, привлечения внимания окружающих к себе любимому.
Хамы, как правило, считают людей за «быдло», «лохов», «придурков», «терпил». Это – из их лексикона. И неважно, стоит ли хам за прилавком, сидит за рулем автомобиля или в чиновничьем кабинете. И хам остается хамом, пока не получает достойный отпор. Кто не успевал попасть в «свой» подошедший к остановке трамвай из-за сплошного потока машин, чьи водители нагло «не замечают» мятущихся перед пешеходным переходом людей? Но замечено, как только вблизи обосновывается – к сожалению, очень редко – машина с бело-голубой окраской, те же водители моментально становятся вежливыми и дисциплинированными, как курсанты автошколы во время экзамена по вождению.
Чиновничье чванство – близкий родственник хамству. Как порой они, кабинетные составители и продвиженцы бумаг, упиваются собственной значимостью и властью перед безмолвными ходоками! Причем ощущение такое, что чем длиннее очередь перед кабинетом чиновника, тем сильнее она греет его самолюбие и душу. Не так давно президент Владимир Путин буквально потребовал при приватизации квартир, оформлении в собственность садовых участков максимально упростить эту громоздкую бюрократическую процедуру, дабы прекратить издевательства над людьми. Приведу пример из этой оперы. С августа в топогеодезическом секторе управления архитектуры и градостроительства администрации города лежат документы на оформление в собственность садового участка
В. С., но оказывается – без соответствующей оплаты документы в работу не запускают. В октябре садовод заплатила немалые деньги за эту несложную процедуру, но до сих пор документы не выданы: то их «не нашли», то у них «сотрудник в отпуске», то бумаги находятся «на подписи». Процедуру пенсионерка изучила за шесть(!) визитов досконально, уже берет с собой пачку кроссвордов, потому как знает, что сидеть в томительной очереди придется три–четыре часа, а то и больше.
Хамство не искоренить. Как и не отменить законом, указом. Это – утопия. Но возможно искоренить повсеместное, как сейчас, хамство. И так, безусловно, рано или поздно будет. Настанут времена, когда будут с треском вылетать со своих мест не уважающие покупателя, потребителя и свою фирму работники, да с такой рекомендацией, что посчитают за счастье устроиться подметать тротуары. Когда слово «чиновник» освободится от отрицательной окраски. И нам не нужно будет буквально бросаться под колеса автомобилей, чтобы успеть на трамвай. В магазинах и кафе исчезнут дурацкие надписи «закрыто на обед», появляющиеся в самое «обеденно-покупательское» время. А в маршрутках мы не прочитаем циничное по сути объявление о том, что жалобная книга – в следующей машине.
Все зависит от нашего гражданского самосознания, от нашей готовности, решительности и способности «не проходить мимо», к чему призывали, и совершенно правильно, в середине прошлого века первых «строителей коммунизма».