МУНИЦИПАЛЬНОЕ предприятие «Спецавтохозяйство» занимается сбором, утилизацией и хранением твердого бытового мусора, жидких бытовых отходов, продуктов жизнедеятельности детских оздоровительных лагерей.
В его ведении отлов и содержание бродячего скота и животных. График работы – семь дней в неделю, без праздников и выходных. Объем работ колоссальный: ежедневно на двадцати двух маршрутах работает 27 мусоровозов. За семь месяцев нынешнего года вывезено 527 тысяч кубометров мусора. Сбором крупногабаритного груза занимаются еще девять автомобилей. Последнего, к которому относится все, что не влезает в сборочные контейнеры, становится все больше. Это старая мебель, оконные рамы, подоконники, бетонные части стен, выломанных во время ремонта… На свалке крупногабаритный груз составляет уже около сорока процентов. Проблема: иногда горожане умудряются запихнуть в контейнер такой мусор, который не поддается прессовке. В результате при погрузке такого контейнера выходит из строя система гидравлики мусороуборочной машины – она уходит с маршрута на ремонт. А это – невывезенные отходы, недовольство горожан.
Хозяйство, возглавляемое Сергеем Тарских, хлопотное. В городе 1005 контейнерных площадок и 3900 контейнеров, находящихся в введении САХ. Помимо того на обслуживании 65 гаражных кооперативов, шесть садоводческих товариществ, 92 кооперативных дома, 29 поселковых площадок.
Многие годы проблемы САХ городские власти не замечали. И оно оказалось практически полностью разваленным: морально и физически устарела техника, отсутствовали запчасти, долги росли как снежный ком, уходили специалисты и работники предприятия… С приходом на пост главы города Евгения Карпова ситуация разительно изменилась. Власти обратили внимание на это предприятие, оказывая реальную помощь. Взамен потребовали стабильной работы.
Проблем хватает и сейчас: без малого семь миллионов – долг горожан и предприятий за услуги САХ. Из них четыре миллиона задолжали жилищные организации. Другая беда – износ техники составляет 80 процентов. Приходится выкручиваться: самостоятельно провели капитальный ремонт двух автомобилей, что вдвое сэкономило расходы. В перспективе за каждым водителем будет закреплен определенный автомобиль: он будет досконально знать его, прогнозировать необходимость ремонта и профилактических работ.
– За два года приобрели восемь новых специализированных автомобилей, – рассказывает Тарских. – Глава города утвердил программу: к 2009 году полностью обновить автомобильный парк – это двадцать семь машин. В нынешнем году получим четыре самосвала «КамАЗ», четыре новых ассенизаторских автомобиля. Но, помогая нам, глава города постоянно и жестко контролирует нашу работу.
В коллективе 197 человек, большинство преданы своему предприятию. – Сейчас мы стабильно платим зарплату, пытаемся ее повышать. Но пока финансово-экономические возможности нам мало что позволяют – средняя зарплата сварщика составляет 6970 рублей. Нашли возможность платить им по десять тысяч. Искренне гордимся своими водителями: Петром Саперовым, Ильфатом Хуснитдиновым, Виктором Баландюком, Петром Косаревым, Михаилом Сафроновым, Виктором Гузенко, Алексеем Шпребко – они золотой фонд предприятия.
Сергей Степанович упомянул еще одну проблему – воровство мусорных контейнеров. С начала года их похищено пятьдесят, стоимость каждого 4150 рублей. Причем воруют новенькие, оснащая ими свои дачи, коттеджи, садовые участки. При таком отношении стоит ли удивляться, что иногда мусорный бачок возле вашего подъезда переполнен или вовсе отсутствует?
У предприятия – реальные планы развития и желание наладить работу безукоризненно. Здесь понимают, что от них зависят чистота и порядок в городе.