ВЗРОСЛЫЕ большую часть времени проводят на работе. Дети тем временем получают знания в школе, а те, кто не дорос до ученической скамьи, по обыкновению, ходят в детский садик.
Так что детвора наша большую часть своей жизни проводит с воспитателями. Какая забота возложена на них?
На первый взгляд кажется, что работа сотрудников детского дошкольного учреждения заключается лишь в элементарном присмотре за детьми – накормить, напоить, при необходимости переодеть и проконтролировать, чтобы ребенок не навредил своему здоровью. Но это поверхностный взгляд. В их функции входит организация образовательного, познавательного, игрового процесса. И если бы даже в обязанности воспитателей входил лишь присмотр за детьми, то и это многим покажется неимоверной нагрузкой.
Родители порой не в состоянии уследить за одним шаловливым ребенком. А в детсадовской группе у воспитателя их более двадцати. И у каждого свой характер, привычки, манера поведения. В домашних условиях на своего шалунишку папа с мамой и прикрикнуть могут, в случае необходимости и пожестче наказание применить. Воспитатель же должен со всеми своими подопечными быть сдержанным, терпеливым, приветливым. Несмотря на симпатии, настроение или степень усталости, с каждым ребенком «тете на работе» нужно наладить контакт. Только при этом условии малыш ответит своему педагогу взаимностью.
Направляясь из одной группы в другую, была удивлена, когда детишки подбегали к заведующей детсадом № 39 Татьяне Шелаумовой, обнимали ее, что-то рассказывали, как близкому человеку.
– Ребята у нас ласковые, – говорит Татьяна Николаевна.
Все знают: детей обмануть трудно, они интуитивно чувствуют, насколько искренне к ним относятся взрослые. Ребенка невозможно заставить напоказ улыбаться или выражать эмоции не от души. Непосредственность – отличительная черта малышей.
Как это ни банально звучит, но для дошколят второй мамой становится именно воспитатель. Кто, как не воспитатель, приласкает и успокоит Наташку, если Димка больно дернул за косичку, кто, как не воспитатель, пожалеет Женечку, если та, упав, разбила коленку. Педагоги, в свою очередь, привязываются к ребятишкам. Взяв их двух- трехлетними несмышленышами, через четыре года они отпускают их в большое плавание – в школу. На глазах воспитателей дети не только выросли, но и приобрели знания, умения и навыки. Вот тут и стоит поговорить об образовательном и учебном процессах, сопутствующей им обстановке.
Бывать в детском саду мне не приходилось с того времени, как сама стала первоклашкой. В памяти убогие шкафчики, выкрашенные в голубой цвет, груда игрушек в игровой комнате, которая на время сончаса превращалась в спальню, – тогда нам приходилась спать на раскладушках. Такие вот «мемуары» из дошкольного детства. Сразу скажу: посетить детский сад № 39 мне никто «настоятельно» не рекомендовал. Просто он оказался ближе всех к моему дому, но оказался настоящим открытием.
Интерьер одной группы решен в розовом цвете, в другой преобладают солнечные оранжевые оттенки. Ни одна группа не похожа на другую, разве что мебелью.
– Добротная яркая обстановка, – констатирую оценивающе. – Вот, оказывается, как теперь в детсадах! Шкафчики, всевозможные столики, полочки, а в игровых зонах нетрудно угадать театральные подмостки, поликлинику с больницей.
– А тут у нас парикмахерская, мужской и женский залы. А это пост ГАИ, – объясняет Татьяна Шелаумова.
В силу длительного общения с детьми – а Татьяна Николаевна в дошкольном образовании уже тридцать лет – даже со взрослыми она общается как с ребятней: все подробно рассказывает, показывает, будто знакомит ребенка-новичка с особенностями и достопримечательностями его будущего второго дома.
– Вот вы нашу мебель отметили, а ведь мы ее сами делаем, – не без гордости говорит заведующая детсадом.
– В каком смысле сами?
Оказывается, все деревянные конструкции воспитатели изготавливают своими руками. Из листов ДПВ со специальным легко моющимся покрытием по эскизам выпиливают заготовки. Потом из них собирают рабочее место парикмахера или что-нибудь другое. А для разнообразия украшают рисунками. Ни за что бы не сказала, что вся меблировка в садике самодельная. Все выполнено настолько качественно и со вкусом, что воспитателям смело можно переквалифицироваться в дизайнеров.
– В таком интерьере ребята лучше усваивают учебный материал, да и во время ролевых игр им намного интереснее, – комментирует Татьяна Николаевна.
Идейным вдохновителем создания авторской мебели выступила заведующая детским садом и своим азартом сподвигла воспитателей к творчеству и столярному делу. Прежде эскизы будущих парикмахерских, театральных сцен педагоги «подсматривали» в различных дизайнерских журналах. Теперь, поднаторев в изготовлении детской мебели, вовсю проявляют фантазию. К тому же, столики, скамейки, стенки и полочки собственного производства обходятся гораздо дешевле, чем такие же покупные. И что касается денег: всю мебель воспитатели сооружают не за счет родителей. Их плотницкое хобби держится на голом энтузиазме и еще на любви к подопечным. А иначе как объяснить, что за небольшую зарплату педагоги выполняют не только свои прямые обязанности, но и всячески стараются сделать жизнь детей вне дома интересной и насыщенной?
Смотрю, одни ребятишки увлеченно тащат плюшевых мишек и белокурых кукол в «больничку» на перевязку, другой в фуражке работника ГАИ с полосатым жезлом что-то объясняет у стенда с дорожными знаками. Мужской зал местной «цирюльни» пока пустует, зато в дамском от юных клиенток отбоя нет – тут тебе яркие заколочки, резиночки: длинные волосы иных воспитанниц дают большой простор для фантазии маленького «мастера». И родители воспитанников детсада № 39 благодарны педагогам.
– Отличный коллектив, грамотно организован учебный и воспитательный процесс, – характеризует работу детского учреждения Анна Шатская, мама одного из нынешних выпускников детсада. – И подготовка детей к школе очень качественная. За это спасибо нашим воспитателям Татьяне Мальковой и Елене Уваркиной. Да и всех педагогов этого детсада отличают доброта, внимание, душевное отношение к нашим детям.