Недавно министр науки и образования Андрей Фурсенко отметил: школе жизненно необходим постоянный приток молодых педагогов - благодаря новым знаниям и навыкам она получает внутренний импульс для развития.
Трудно с этим не согласиться. Однако универсального рецепта по привлечению молодых не существует, каждое учебное заведение вырабатывает собственную стратегию.
В лицее при МаГУ ставку сделали на своих выпускников. Судите сами: в нынешнем учебном году сюда пришли работать восемь молодых учителей, шестеро из них - бывшие лицеисты.
- Сразу предполагала, что вернусь, - признается одна из новоприбывших, учитель истории Ирина Афонина. - В десятом классе лицея увлеклась исследовательской деятельностью. Тема - "Горнозаводское дело на Южном Урале". С научным руководителем директором лицея Людмилой Смушкевич разработали "Демидовский маршрут", ездили на экскурсии. А когда я поступила на истфак в МаГУ, моя работа переросла в дипломный проект. После окончания вуза вернулась в лицей. Мне доверили классное руководство у пятиклашек: дети замечательные, добрые. Опыта не хватает, но, думаю, все молодые с этим сталкиваются - а в лицее меня всегда поддержат старшие коллеги. Помогает, что я училась в лицее: эту работу знаю изнутри. Помню, как в день смеха ходили в бигуди, в день самоуправления требовали у учителей пароль, а дверь в кабинет директора "заложили кирпичами" - повесили плакат с кирпичной кладкой. И теперь эту атмосферу веселья и творчества мы вновь воссоздаем в лицее, но уже как педагоги. Недавно у нас прошла первая лицейская олимпиада. Каждый класс представлял какую-то страну, моему выпала Россия. Собрали все символы: у нас и гармошка была, и Чебурашка, и матрешки, а родители блинов напекли... Люблю лицейскую атмосферу.
Учитель истории Яна Галимова - из первого выпуска, в лицее уже четвертый год.
- Любовь к истории и науке мне привили здесь. Окончила истфак МаГУ с красным дипломом, захотелось работать по специальности, - рассуждает она. - Пять лет в нас вкладывали знания, поэтому обидно, если они пропадут зря. Мне хотелось знания передать. Честно скажу - в лицее меня держит не зарплата, а любовь к детям и интерес к предмету. Нравится, что могу здесь творить, заниматься научной деятельностью - я аспирант Московского института российской истории РАН. Отпускают на учебу, работу в московских архивах, семинары. Комплекса бывшей ученицы перед учителями, которые теперь стали коллегами, у меня нет. Например, теплые отношения еще во время учебы сложились с учителем русского языка Ольгой Гневэк. Теперь они еще крепче. А в прошлом году я выпустила класс. Если бы не советы замдиректора по воспитательной работе Валентины Малахатки, думаю, такую дружную команду я бы не сколотила. К тому же, ребята здесь нацелены на хорошую учебу, карьеру, победы. С такими работать приятно. Кстати, приходят они сюда обычными школярами - это лицей открывает в них лучшие стороны.
Принимает лицей и молодых специалистов, которые его выпускниками не являются. Преподаватель информатики Андрей Литвин не скрывает: пришел год назад ради возможности учиться в аспирантуре МаГУ, потом почувствовал вкус к делу. Для мужчины азарт значит многое, а кружок легоконструирования оказался его неиссякаемым источником.
- За короткое время подготовил команду, - рассказывает он. - Выиграли на городских соревнованиях. Отправились на область - еще перед соревнованиями было ясно, что наш проект победит. Но… робот упал в воду, микросхема сгорела. Когда жюри до нас дошло, показать нам было нечего. А победители областных соревнований отправились на российские и выиграли. Так что лицеисты тоже могли бы победить. Сейчас надо начинать подготовку заново, ребята перешли в одиннадцатый класс, им не до лего. В этом году лицей впервые набрал ребят пятых-седьмых классов, у меня огромный наплыв желающих заниматься. Впереди много времени, так что перспективы хорошие.
В лицее молодых стараются стимулировать материально, но есть еще нематериальные важные ресурсы: статус учебного заведения, институт наставничества, удобное расписание, хорошая нагрузка, а главное - атмосфера, где молодые приживаются: внимательное отношение, помощь коллег, доброжелательная среда.
- В образовании должны быть молодые, - уверена директор лицея Людмила Смушкевич. - И чем больше их, тем лучше для детей. Стажисты, конечно, тоже нужны: они опытные, курируют молодых, происходит взаимообогащение. Но молодежь на одной волне с детьми - они сами еще недавно были учениками, восприимчивы к новому.
- Недаром учителю достаточно отработать 25 лет, и он получает пенсию по выслуге, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Валентина Малахатка. - Программу опытные педагоги знают от и до - хоть ночью их разбуди, проведут урок. Но они устают, выгорают эмоционально. Поэтому молодые - такая для нас подпитка… Они нас будоражат, вдохновляют. А еще приятно, что твой опыт нужен.