Прикладной проект «Бережная цифровая образовательная среда» Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования выбрал детский сад № 73 в качестве региональной инновационной площадки по реализации программы «Геймификация как средство создания бережной цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации».
Тотальная интернетизация сильно повлияла на подрастающее поколение. Сейчас дети практически с пелёнок познают мир через экраны гаджетов. Им становится проще воспринимать и усваивать информацию через компьютерные программы. Но в детском саду у воспитателей нет возможности посадить детей младшего возраста за компьютеры – поэтому они решили вносить элементы компьютерных игр в обычные занятия. Сам термин геймификация означает внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь. Основная идея программы – использование геймификации как способ повысить мотивацию дошкольников к получению новых знаний, сделав игровые техники частью целостного образовательного процесса. Благодаря геймификации привычные занятия с элементами современных компьютерных игр становятся более интересными и понятными для малышей.
– По СанПиНам дети могут работать с цифровой техникой 5-10 минут, причём начиная со старшего дошкольного возраста, – уточнила исполняющая обязанности заведующей детского сада № 73 Наталья Ведешкина. – Мы делаем так, чтобы игры, которые разрабатывают педагоги, включали элементы геймификации. Переносим приёмы компьютерных игр на обычные дидактические, настольные, подвижные игры, чтобы повысить мотивацию дошкольников. И применять эти практики можно с детьми любого возраста. Например, привычная игра – «Найди лишнее». В пособии, разработанном воспитателем, используются закрывающиеся и открывающиеся ячейки, как в онлайн игре. Или при чтении книг малышам организуют настоящее «путешествие» вместе с героями сказок.
Для внедрения геймификации в образовательный процесс педагоги используют аудиофайлы, карты-схемы и алгоритмы, элементы анимации, напольные карты и многое другое. Все эти пособия разрабатывают и придумывают сами педагоги при поддержке наставников из Челябинска. Институт переподготовки и повышения квалификации работников образования организовал методическое сопровождение по реализации программы. За год детский сад сформировал творческую группу, провел мониторинг готовности педагогов по использованию новых методик, разработал проект по внедрению геймификации в образовательный процесс. Прошла апробация новых методических пособий.
– Идёт первый год проекта, обучаем педагогов, проводим курсы, разработали план мероприятий, а с 2023 года начнётся работа по созданию дидактических игр, – рассказала Наталья Ведешкина. – Родители сейчас знакомятся с новой программой, но уже на втором и третьем этапах будут полноценно вовлечены в участие в этом инновационном проекте. Будем проводить для них мастер-классы и тренинги.