Напротив сапожников
Сырость. Первое, с чем знакомлюсь в Ленинском обществе инвалидов, - с подвальной сыростью. Несмотря на то, что и солнце светит, и помещение с виду сухое, и, в конце концов, это как бы представительство общественной организации, а не полуподвал со стайками под хранение картошки и банок с солениями и вареньем.
Общество инвалидов Ленинского района, как и остальные районные организации, расположено в жилом доме… Единственное отличие - вход не с торца, как у Правобережного общества, а в подъезде дома по проспекту Ленина за железной дверью с домофоном. Пришлось прождать около минуты, пока мне, наконец, открыли. Просто так, без всяких "Кто там?" и "Что вам нужно?".
Спустившись вниз, первое, что обнаруживаю, так это не общество инвалидов, а "Ремонт обуви". Через комнату слышатся голоса, стук об доску то ли шашек, то ли шахмат… "Наверное, мне туда", - думаю. Не угадал. Кабинет председателя Ленинского районного отделения областной общественной организации инвалидов Всероссийского общества слепых Надежды Яновой - как раз напротив сапожников.
Неработоспособный конкурент
"Уважаемая Надежда Борисовна, безвозмездная передача муниципальной собственности противоречит действующему законодательству, а именно статье 217 Гражданского кодекса РФ: имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества
№ 178-ФЗ от 21.12.2001 (статья 13). При передаче муниципального имущества по договору безвозмездного пользования идет противоречие с федеральным законом РФ "О защите конкуренции". На основании вышеизложенного администрация города может передать указанное муниципальное имущество только по договору аренды или продать его на аукционе, конкурсе".
Такими "пирогами" за подписью главы города меня потчует Надежда Борисовна, вернее, ответами на маленькую просьбу инвалидов о передаче им помещения в безвозмездное пользование. Ленинское общество инвалидов, конечно, является общественной организацией, но раз так, считает администрация города, не стоит сдавать площади в аренду разного рода предпринимателям, таким, к примеру, как расположившийся напротив "Ремонт обуви". Почему инвалиды не хотят прикрыть эту лавочку? Все из-за стоимости аренды, коммунальных услуг плюс взносов в пенсионный фонд и отчислений в налоговую. Даже куда-нибудь съездить отдохнуть инвалиды не всегда могут.
- Какой там автобус - две ноги, которые далеко не у всех, - и вперед, - сокрушается Надежда Янова.
Мертвые души
В районном обществе инвалидов состоят триста десять человек. Простому обывателю покажется много, председателю же, наоборот, - мало. На самом деле по документам в членах общества инвалидов - около шестисот человек. Но это на бумаге. Причина в том, что многие из инвалидов не прошли перерегистрацию, которую полагается проходить раз в два года. Но не забывайте - многим тяжело из дома выйти, не то что сюда добраться.
А теперь представьте себе, что районные общества инвалидов объединят под одну крышу, и инвалидам из Ленинского района придется добираться, скажем, до Орджоникидзевского или Правобережного. Или наоборот.
- Кто поедет из нашего района в другой? - задает риторический вопрос Надежда Борисовна. - Да никто. Ведь для чего эти общества? В первую очередь - для общения. А зачем инвалиду ехать в другой район, ему бы до нас добраться. А администрация города для чего-то решила в скором времени наши организации объединить. Все встречи, уверяю вас, тут же на этом закончатся, а мертвых душ в списках - прибавится. Зачем так с нами поступают - непонятно.
Редкий спонсор
Каждый день в Ленинском обществе инвалидов составляют список, кому и куда звонить с просьбой о спонсорской помощи.
- Звонишь, просишь, а слышишь в ответ: "Пишите официальный запрос". Пишем. Но практически везде получаем от ворот поворот. И очень часто резон такой: "Вы знаете, что-то мне свои деньги жалко вам отдавать". Да в тот же самый цирк сходить или кино посмотреть - проблема.
- Бывает, обращаемся в организацию, которая находится в Правобережном районе, - продолжает Янова. - Так нас практически сразу отшивают: не в том районе "прописаны". А просто людям помочь нельзя? Какая разница, где находится наше общество, в одной же "деревне" живем. Или позвонили в какую-нибудь фирму, договорились, приехали, а нам с порога: передумали, отказ. Помню, иду после очередного отлупа по улице, смотрю - магазин "Оптика", зашла наудачу познакомиться с директором. "Деньгами я не смогу вам помочь, но давайте сделаем вашим подопечным очки. Составьте только список", - услышала неожиданно от нее. Я была поражена, что нас не обманули: в последнее время к этому привыкла. Двадцать пять человек стали "очкариками".
Редко кто помогает Ленинскому обществу инвалидов просто так. Еще реже, если кто придет к ним и с порога спросит: "Здравствуйте, это общество инвалидов? Хочу помочь вам деньгами, книгами, одеждой, техникой…" Вот и не могут ни выехать отдохнуть, ни съездить на областной конкурс среди инвалидов. А где к этому конкурсу готовиться? В маленькой "игровой" комнатке, забитой сломанными вещами, мебелью, посреди которой стоит стол, в углу - обшарпанный диван? Там же инвалиды и отдыхают, играют в шашки, читают, общаются. Рядом с игровой - совсем крохотная библиотека с никуда не годными книгами. Одна комната пустая: уже давно бы ее заняли, да пол в некоторых местах продавлен так, что не ровен час - провалишься. Единственное в помещении более-менее приличное место - кабинет председателя. Приличное в том смысле, что там ксерокс и телефон. Вот и все инвалидское богатство…