Не сказать, чтобы на всех концертах были аншлаги, в особенности летом. Но у рок-клуба есть завсегдатаи, которые продолжают ходить в "ПроРок" при любой погоде, даже если придет потоп.
Кстати, именно с потопа и начался день рождения "ПроРока" - где-то в доме прорвало магистраль. Пол клуба еще днем напоминал озеро. К счастью, последствия стихии ликвидировали оперативно. Так что звукорежиссер спокойно расставил аппаратуру и отстроил ее. Ближе к семи часам очередь у входа в подвал, где расположен "ПроРок", растянулась в длинный хвост. Охранник Сергей, он же Бульдозер, прославивший рок-клуб тем, что борцовским приемом лихо нокаутировал зарвавшегося любителя выкидывать руку в нацистском приветствии, - запись происшествия была выложена на YouTube и моментально стала "хитом" просмотра, - запускает по три человека, проверяет сумки, а кое у кого просит еще и паспорт.
Первыми поздравляют "пророковцев" музыканты из burkov orchestra. Затем - "Зубастые колеса". Паузы заполняет ведущий вечера Константин Штоколов. Он, кстати, когда-то писал сценарии для кавээновской команды "УЕздный город".
Но как только на сцену вышли некогда магнитогорские, а теперь московские хэдлайнеры "Бен Ганн", зал буквально взорвался. Потап - в миру Михаил Потапенко - и сотоварищи с первого аккорда завели своих поклонников.
Как и некоторые из пришедших, я ожидал услышать что-то новенькое от "Бен Ганна", но за полтора часа концерта были отыграны лишь хиты команды - такие как "Кони", "Кино", "Гопник", "Карты, деньги, два ствола", "Не надо парить", "Чужое горе" и, конечно же, "Девочки".
После концерта напросился на интервью к Потапу, но он был, что называется, нарасхват. Пришлось разговор перенести на понедельник. Вот только вместо Потапа пришел ударник команды Яков Макаров.
- Потап не может, - констатировал он. - Все по родственникам да друзьям бегает. Завтра улетать, а увидеть охота всех. Вот и я сегодня на кладбище ездил к бабушке с дедушкой. И, конечно же, к Артему. (Артем Пугач, бывший ударник "Бен Ганн", арт-директор и концертный барабанщик ростовской рэп-команды "Каста", режиссер, оператор и просто хороший человек. Трагически погиб на отдыхе в Черногории в прошлом году. - Прим. авт). Он в какой-то момент решил заниматься другой музыкой, поэтому ушел из "Бен Ганна", что не помешало нам остаться друзьями. Теперь, когда приезжаем в Магнитогорск, обязательно посещаем его могилу. Отличный был человек.
- Обратил внимание, на тебе во время концерта была шапка с логотипом "Каста". Это своеобразная дань его памяти?
- Нет! Во-первых, Артем благополучно притащил в "Касту" еще несколько людей, перебравшихся некогда из Магнитки в Москву. Там работает звукорежиссером и светотехником Андрей Амеличев, а исполнительным продюсером - Таня Сорокина. Правда, графики работы плотные, поэтому сейчас пересекаемся редко. "Бен Ганн" не зарабатывает на жизнь музыкой - для нас это больше удовольствие. Да, какие-то деньги платят, но в Магнитку, например, приехали за билеты на самолет туда-обратно.
- Недавно спорил с товарищем, утверждавшим, что "Бен Ганн" - непопулярная группа. Он мне сказал: "Если "Бен Ганн" не выпускает компакт-диски, он не может быть популярным"…
- Последний альбом был записан два года назад. Выпустили его на лейбле Navigator Records. Он вышел на компакт-дисках. Но как-то возить и уж тем более продавать - некому. Это достаточно сложный процесс: нужно сделать заказ на лейбле. Они какое-то количество дисков печатают, что-то дают нам бесплатно, а что-то идет на продажу в магазины. Возить по гастролям не хочется. Все-таки они достаточно много места занимают.
- То есть, диски были, есть и будут, но жить на проценты от их продаж - это не для вас? В таком случае, как коллектив относится к пиратству? Ведь кто-то крадет не только вашу интеллектуальную собственность, но и деньги…
- Сложный вопрос. С одной стороны, если бороться с ними, некогда будет заниматься музыкой. С другой - запись альбома тоже стоит денег. И немалых. Записываться в домашних условиях можно, но качество будет, как… (задумывается) будто ты сделал игрушку на коленке. Это неправильно. Качественная запись - это прежде всего залог того, что слушатель будет наслаждаться адекватным звуком. Для концерта важно, чтобы было душевно, для записи - качественно. В нашей стране музыканты вообще вынуждены зарабатывать на жизнь концертами. Так получается, что большинство музыкантов записывают и выпускают диски как бы в свое удовольствие. Но ничего хорошего в этом, конечно же, нет. Помню, как в детстве просил у мамы десять рублей на кассету. Покупал и был счастлив. Сейчас же у всех появилась возможность выкладывать свое творчество в Сеть. И для того, чтобы найти хорошую песню, приходится прослушать сотню треков откровенной чуши. Это проблема. Я вообще перестал искать музыку, отслеживаю только то, что появляется у друзей в социальных сетях.
- Не удручает, что в родном городе один единственный рок-клуб? До этого был ДКС имени Мамина-Сибиряка, "Нотарикон" и, по сути, все…
- В Москве концертных площадок много, групп, которые играют на них, - еще больше. Но ширпотреба - процентов девяносто. В Магнитке же, слава богу, есть рок-клуб, которого могло бы, в общем-то, и не быть.
Это хорошо, когда концерт - событие для города. В Москве - у всех тотальная нехватка времени. Я, например, ходил в этом году на Green Day, пойду, наверное, на "Ляписа Трубецкого". Но оголтелой посещаемости в столице нет, клубы точно так же ищут хорошие группы. Дворец Мамина-Сибиряка в этом плане, конечно, был серьезной кузницей кадров. Да, техническая часть оставляла желать лучшего. Теперь все иначе. Появление новых команд обычно сопровождается какой-то маленькой сенсацией. Этого, увы, нет. Думаю, рок в Магнитке, мягко говоря, выдохся. Я видел фото с разных концертов, в том числе и в "ПроРоке" - народу практически нет. С чем это связанно? Не знаю. Может быть, люди хотят чего-то другого.
Но! Хорошо, что люди еще ходят в рок-клуб, хорошо, что "ПроРок" живет и здравствует. Если его закроют, музыкальная жизнь, конечно, не умрет - музыканты-то останутся. Вот только формы для самовыражения будут искать совершенно другие. Проблема всех концертных площадок страны, на которых доводилось выступать, в том, что организаторы хотят переложить на группу буквально все заботы, вплоть до расклейки афиш. И побольше заработать на этом. И все! Я не "ПроРок" имею в виду. Тут есть спрос, но, к сожалению, нет предложения.
- Кстати, о кризисе. Удивляет, что "Бен Ганн" на концертах исполняет старые композиции…
- Нет никакого застоя. Люди хотят слышать то, что они знают. Например, на каждом концерте исполняем "Девочки". Пробовали запустить с последнего диска "Who is Бах?" некоторые песни. Прижилось - три. Музыкант должен видеть, как зритель реагирует на песни: здесь он скучает, а здесь - наоборот. Нельзя гнать панк-рок без остановки. Новые песни есть, но для того чтобы эти песни играть - нужно их записать. Представляешь, ты идешь на презентацию неизвестного альбома The Doors, а Рэй Манзарек наигрывает то, что он только что придумал, сидя в гримерке. Конечно, это интересно. Но ты пришел не за этим. Так и у нас: зрители хотят слышать "Девочки", а не то, что Потап придумал, сидя в гримерке перед концертом.
- То есть играете одну и ту же программу во всех городах?
- Есть лист, где расписан материал, который мы можем играть. Так что просто выбираем песни во время концерта. Ведь публика везде разная. Допустим, сыграли песню "Моника Б" и понимаем, что нужно дожать публику. Значит, надо исполнить еще одну вещь, под которую толпа оторвется. А потом требуется передых. С этой позиции и рассматриваем все концертное действо. Мы смотрим на публику, они - на нас. Вообще, песен у нас много. Забей ради эксперимента в "ВКонтакте" "Бен Ганн" и увидишь какое-то неимоверное количество песен, которых практически никто не знает. Так было с песней "Уфа-Сибай". Мы ее не играем, потому что она очень магнитогорская, так же, как и "Комбинатовский мужик". В Москве такое не споешь. Или "Гопник" - любимейшая песня магнитогорской публики. Но в других городах ее просто не воспринимают. А вот песня "Про колготки" - понятна везде. Поэтому все делается на уровне города.
- Всегда считал, что Миша пишет тексты, которые понятны абсолютно всем.
- Не согласен. Есть у нас чисто московская песня "Боярский", начинающаяся с перечисления улиц. Смешная песня, веселая, но понятная будет она только тем, кто бывал в Москве… Еще до моего прихода, например, группа писала демо-записи. Их целый вагон. Знаешь песню "Трудно быть героем"?
- Нет.
- А таких песен, наверное, пара десятков наберется. Их можно найти в Интернете.
- И кто же их выкладывает?
- Конечно же, "Бен Ганн". Нам весело, нам нравится то, что мы делаем. Но зарабатывать на жизнь этим не считаем необходимым.