Теперь это муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Академический лицей города Магнитогорска".
О смене вывески и развитии содержания "ММ" беседует с директором лицея кандидатом педагогических наук Людмилой Смушкевич.
- Людмила Николаевна, на августовском совещании работников образования вам вручили знак "Почётный работник общего образования РФ" - поздравляем с министерской наградой. Вы по-прежнему возглавляете лицей, но теперь у него новое, довольно громкое название: академический.
- Мы гордились прежним названием - лицей при МаГУ - и даже "продержались" после объединения вузов ещё полгода. Но так сложилась ситуация - лицею понадобилось новое имя. Над названием работали все: администрация, педагоги, родители. Рассматривали два варианта. Первый - магнитогорский классический лицей. Однако слово "классический" предполагает гуманитарный профиль. Поэтому остановились на втором варианте: академический лицей. Прецедент есть - академический лицей Томска, наш партнёр, с которым мы сотрудничаем, ездим туда на конференции. Томский лицей создан при Академии наук, но по существу там решают те же задачи, что и мы. Главное - создание академической среды для развития детей.
- А как её создать?
- Путём сотрудничества с вузами и другими учреждениями. В нашем лицее три профиля: математика/информатика, гуманитарный - с десятого класса он становится социально-экономическим и естественно-научный. У каждого профиля - свои партнёры. Например, по направлению математика/информатика работаем с компанией "Компас Плюс", которая создаёт интеллектуальные продукты. По социально-экономическому профилю сотрудничаем со школой экономики и управления МГТУ. Естественно-научное направление поддерживают Южно-Уральский государственный медицинский университет и Уральская государственная академия ветеринарной медицины в Троицке. Устраиваем совместные дни открытых дверей, выездные каникулы на базе вузов. В медуниверситете ребята на три дня погружаются в профессию: учатся и хирургические узлы вязать, и на тренажёре отрабатывают навыки удаления зубов, и первую помощь оказывают. Словом, социальное партнёрство с вузами налажено. А новое название лицея отражает его академическую сущность.
- Год назад вы рассказывали об интересном нововведении - лицей начал работу с ребятами, которые собираются поступать в медицинские вузы.
- Лицей стал городским ресурсным центром профориентационной направленности в области медицины, базовой площадкой для подготовки будущих медиков. Проводим для школьников города подготовительные занятия, разбор трудных тем ЕГЭ, экскурсии в медучреждения города, конкурсы. Ведём краеведческую работу - ребята знакомятся с героическими судьбами врачей Магнитки. Кстати, первого сентября с началом учебного года лицеистов поздравляла начальник управления здравоохранения города Елена Николаевна Симонова - она бывает и на других наших мероприятиях, родители и дети могут общаться с ней по волнующим вопросам напрямую. Например, по поводу организации в Магнитке практики для ребят, которые поступили в медвузы страны. Сейчас актуальна тема социального партнёрства - оно результативно, что можно проследить на примере ресурсного центра: партнёрство между школой, вузами, управлением здравоохранения, центром медицинской профилактики. Кроме того, лицей является городским ресурсным центром по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
- Но ведь ресурсные центры - это не только обучение, но ещё и соответствующая материальная база.
- Благодаря взаимодействию управления образования и управления здравоохранения, нам выделили средства по программе модернизации образования - два с половиной миллиона рублей. Удалось создать биохимическую лабораторию по европейским стандартам, которой руководит кандидат биологических наук Марина Юрьевна Болотская. Лаборатория многофункциональна и поделена на зоны: в одной можно проводить химические опыты, в другой представлены гистология и микробиология. Микротон позволяет делать микроскопические срезы, а изучать их можно на микроскопах с хорошей оптикой. Экологическое направление позволяет оценить качество окружающей среды: исследуем водные вытяжки продуктов питания, атмосферный воздух, почву, воду по десяти индикативным показателям. Есть полевая лаборатория - нынешним летом выезжали с детьми на полевую практику и проводили исследование воды в Урале на протяжении 160 километров. Реализовали направление физиологии - оцениваем в динамике состояние здоровья ребят неинвазивными методами. Кстати, здоровому образу жизни уделяем особое внимание - недавно в лицее открыли великолепный бассейн. Считаю, мы работаем на результат, поэтому в нас верят и вкладывают средства.
- Знаю, что в прошлом году лицей стал победителем городского конкурса "Лучшая школа года" среди учреждений с углубленным изучением отдельных предметов. Удалось ли вам заявить о себе на уровне области и страны?
- В прошлом году лицей занял седьмое место в российском рейтинге среди 1470 образовательных учреждений повышенного уровня - лицеев и гимназий. Причём учитывался комплексный показатель: качество преподавания и образования, создание среды для выявления индивидуальных талантов и способностей детей, сопровождение одарённых учащихся, наличие спортивных сооружений. В Челябинской области магнитогорский лицей в лидерах: ближайшее к нам - 23-е место - занял лицей № 11 из Челябинска. А вот свежие данные: по среднетестовому баллу ЕГЭ - это важный индикативный показатель - у нас третье место в городе и десятое в области. Выпускаем каждый год три класса, и ребята почти стопроцентно поступают в вузы. Причём не только в российские - учатся и в Чехии, и в Китае. Сейчас это популярные направления, так как в этих странах есть гранты на бесплатное высшее образование.
- На эту тенденцию как-то откликаетесь?
- Всегда идём от запросов: если это интересно и полезно, можем проект реализовать. А проектная деятельность в лицее является ведущей и для учащихся, и для преподавателей. Поэтому есть задумка создать на нашей базе языковые и культурные центры. Преподаватели чешского и китайского языков у нас есть. Наладим сотрудничество с вузами, будем проводить уроки удалённого доступа, организуем общение с носителями языка, культурный обмен. И это не просто планы - сейчас ведём переговоры о сотрудничестве с пекинским университетом.
- На августовском совещании, с которого мы и начали разговор, рассуждали о неких "необразовательных" критериях оценки деятельности учебных учреждений. Когда шла на интервью, была приятно поражена: у дверей попала в стайку лицеистов, приготовилась к тому, что сейчас меня "затолкают". Не тут-то было - ребята деликатно протиснулись мимо, я услышала лишь "извините" и "спасибо"…
- Мы уделяем большое внимание формированию культуры отношений, имиджевой, корпоративной культуры учреждения. Поэтому люблю, когда в лицей возвращаются наши выпускники. Двенадцать лицеистов успешно закончили вузы и вернулись к нам в качестве преподавателей. В нынешнем учебном году будет преподавать природоведение, биологию, работать в лаборатории наша выпускница Анастасия Баловнева, гистолог по образованию. Важно, чтобы в лицее работали носители лицейской культуры.
- Обобщая всё сказанное - название у лицея новое, а вектор развития прежний?
- Поменяем вывеску, печати, но по содержанию ничего глобально менять не придётся. Правда, у слова "академический" есть ещё одно значение: образцовый. Работаем над тем, чтобы быть не просто лицеем, а образцовым учебным заведением - это наша цель.