ДЛЯ МНОГИХ магнитогорцев стало модным ездить за адреналином. И все норовят пощекотать себе нервы до такой степени, чтобы кровь в жилах стыла или, наоборот, закипала, как на печке раскаленной.
И едут куда подальше. В основном, за рубеж, выкладывая из собственных кошельков немаленькие деньги. Ну, на худой конец, на сплав по реке Белой в весеннее половодье или на Банное, оседлав горный велосипед... Но и этот экстрим недешево стоит.
Учитывая, как говаривали раньше, пролетарское происхождение наших читателей, хотим сообщить адрес, где можно хапнуть адреналина почти задаром и сколько душе угодно: район остановок общественного транспорта на пересечении улиц Советской и Ленинградской. Только сразу, как в тех телепередачах об «ужастиках», предупреждаем: в интересах сохранения жизни и здоровья не пытайтесь повторить нижеописанное.
Вместе с председателем правления сада «Строитель-1» Вячеславом Руженцевым и председателем городской ассоциации «Союз садоводов» Александром Головковым стоим у нового торгового центра – как раз напротив трамвайной остановки. Только что туда подошли с разных сторон два трамвая. Наблюдаем, как из четырех вагонов почти одновременно вышли не меньше пятидесяти человек, в основном садоводы с сумками и пакетами, доверху наполненными рассадой. На пальцах пересчитал: восемь человек направились на оборудованный светофором переход у здания Магнитогорской таможни. Остальные – по протоптанной через газон тропинке на проезжую часть улицы, по которой со стороны бывшего кинотеатра «Родина» сплошным потоком и на приличной скорости двигались автомашины.
– Вот сейчас и начнется бесплатное представление, – заметил невесело Вячеслав Анатольевич, с опаской поглядывая на мчащуюся по левой стороне дороги грузовую «ГАЗель», резво обгоняющую самосвал.
Толпа садоводов приближалась к привычному для нашего города «изысканному» ограждению из гнутых труб. Впереди шествовал упитанный дедок лет за семьдесят, инвалид по зрению. В одной руке он цепко держал сумку на колесах, другой опирался на палочку. Мы, как говорится, и ахнуть не успели, как он, зыркнув единственным оком на надвигающийся транспорт, выставил перед собой, словно острый меч, палку и, чуть не задевая сумкой бампер ехавших по левому ряду «Жигулей», двинулся на другую сторону улицы. Прямо как тяжелый танк «Климент Ворошилов», который грязи и всего прочего не боится. Даже не глядя на происходящее, по визгу тормозов и «ласковому» приветствию водителя можно было определить, что ветеран благополучно преодолел проезжую часть.
За ним потянулась толпа других садоводов с трамвая. Один прыткий пенсионер, не вместившись в границы тропинки, ловко перемахнул через ограждение и героем сиганул на приступ дороги. Казалось, еще мгновение, и кто-то из любителей редиски и домашних огурчиков окажется или под колесами машины, или в огромной луже, образующейся здесь после каждого дождя. Хорошо еще, что в этом месте перед установленным порогом стоит знак, ограничивающий скорость транспорта до 20 километров в час.
– Мужчина, что же вы делаете? – обратился к одному из увернувшихся от легковушки ветеранов Александр Сергеевич. – Вам что, огород дороже жизни? А вы, женщина, почему не переходите улицу в положенном месте? Да еще с ребенком! Куда вы торопитесь? Не уедет без вас автобус в сад, – продолжал он увещевать другого пешехода.
– Сергеич, не трать зря времени на воспитание, – остановил его Руженцев. – Народ добирается до автобусной остановки там, где ему удобней.
– Так ведь смотреть страшно, как они между автомобилями лавируют, – не унимался Головков. – Неровен час, под колесами окажутся.
– Я уже сто раз говорил: здесь надо установить пешеходный светофор и «запараллелить» его со светофором на улице Ленинградской. И тогда весь этот экстрим прекратится, – высказался Вячеслав Анатольевич.
– Говорят, светофоры стоят немалых денег. А их установкой, как и дорожных знаков, занимается специальная организация – Челябинсктранссигнал, которая находится в областном центре.
– Да хотя бы знак «Пешеходы» поставили и «зебру» нарисовали, – предложил свой вариант Александр Сергеевич. – Пока проекты и обоснования будут готовить, утрясать «мелкие» вопросы, может и беда случиться.
– Обращался я по поводу обеспечения безопасности пешеходного движения садоводов к городским властям еще два года назад, – рассказывает председатель «Строителя -1» Вячеслав Руженцев. – Да толку как с козла молока. На старой автобусной остановке неподалеку от здания РЭПа и то было меньше риска для садоводов. Просил навести порядок на прилегающем к нынешней остановке участке дороги в частной беседе с начальником управления транспорта городской администрации Михаилом Дмитриевым. «Дорогая затея», – услышал от него. А ответ заместителя главы города больше смахивает на отписку и пустые обещания.
– У меня таких ответов из «Белого дома» целый портфель набрался, – перевел разговор в другое русло председатель городской ассоциации садоводов Александр Головков. – Обещали решить вопрос с передачей в нашу собственность полуподвальных помещений, в которых располагаются правления садов и за аренду которых мы платим немаленькие деньги. О ремонте дорог целый воз наговорили, а в такие сады, как «Горняк», «Богатый остров», «Надежда», «Зеленая долина», до сих пор ездить опасно. Повис в воздухе вопрос с отстрелом бродячих собак на территории садоводческих товариществ, планируемый зимой.
– Можете себе представить, что тут будет твориться в разгар садового сезона, – продолжает Вячеслав Анатольевич. – Торговый центр, у которого расположены автобусные остановки в сады, скоро начнет строительство гостевых автостоянок – земли предприниматели выкупили давно. Куда будут передвигать остановочные павильоны садоводов, неизвестно. Но и это еще полбеды. В сторону озера Соленое – около 14 тысяч садовых участков. Летом по выходным дням в сады приезжают не меньше двадцати тысяч горожан. Большинство из них никак не минуют этого злосчастного участка дороги. Ситуация складывается очень тревожная.
О последнем ответе горадминистрации правлению сада «Строитель-1», датированном 9 апреля текущего года, следует сказать особо. В своем письме В. Руженцев просил установить ограничение скорости движения транспорта до 40 километров в час по дороге на озеро Соленое вдоль всех садов этой части города. Дело в том, что после ремонта автотрассы интенсивность движения здесь увеличилась. У садоводов пенсионного возраста, выходящих из автобусов, значительно увеличился риск оказаться под колесами транспорта. Вот и попросил председатель установить знаки «Пешеходный переход» и сделать разметку – «зебра». А заодно вдоль дороги произвести обрезку лесозащитной полосы, затрудняющей обзор водителям.
Как следует из ответа, все у вас, дорогие садоводы, будет хорошо: «зебра» на дороге появится весной, обрезка деревьев будет проведена в весенне-летний период. А вот с реорганизацией пешеходного движения в районе остановок общественного транспорта на пересечении тех улиц, где мы наблюдали, как садоводы бесплатно получают адреналин, придется повременить. Она будет выполнена после завершения строительства хозфекального коллектора вдоль западной стороны улицы Советской в районе Магнитогорской таможни. Правда, о сроках не сказано ни слова, как, впрочем, много тумана и в формулировках «весенне-летний период»: уже неделя прошла, как лето по календарю наступило, а «зебра» так и не соизволила появиться на этом участке трассы.
Насчет главной просьбы Руженцева – установки запрещающих дорожных знаков «Ограничение скорости», от которых в большей мере зависит безопасность садоводов, вообще полный «отпад». Устанавливать их на данных участках нецелесообразно, категорично заявляют в горадминистрации, по той причине, что на протяжении трех лет здесь не зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия. Вот когда какой-нибудь лихач собьет нерасторопного садовода (не дай бог), тогда и подумают власти о столь «масштабных и капиталоемких» объектах, как запрещающие знаки. И вспомнилась известная поговорка: «Знал бы, где упадешь, – соломки подстелил».
В автобусе, отправляющемся в сад, мы встретили почти всех тех, кто сознательно создавал на дороге аварийную ситуацию.
– Вы нас не ругайте, товарищи начальники, – обратилась к нам пожилая женщина. – Сами знаем, что не по уму поступаем. Но пока до пешеходного перехода доберешься, автобус уедет. Опоздаешь, а следующий аж в четыре часа отправляется.
– Правильно соседка говорит: автобусы в этом году курсируют отвратительно, – вступает в разговор сидящий рядом с женщиной ветеран. – Невыгодно возить пенсионеров: выручки нет. Мы не торгаши, которые скупают земли, деньги для городской казны на нас не заработаешь. Но не пешком же нам ходить на свои участки... Отходили мы свое в этой жизни, но вижу, и напоследок не наездишься.
– С содроганием думаю, как перевозить урожай домой осенью, – говорит другой садовод. – На машину не смог заработать, приходится на трамваях и автобусах добираться. В прошлые годы, когда автобусы ходили по расписанию, о поездках в сад голова не болела. Сейчас хоть участок бросай. А еще говорят, что автобусную остановку отсюда скоро будут убирать. На какие задворки нас «засунут», неизвестно.
– Не надо быть великим специалистом, чтобы понять: нашу остановку надо переносить на другую сторону улицы Советской, по ходу движения автобуса на Соленое, безо всяких разворотов у торгового центра, – предлагает один из пассажиров. – Само собой, у пешеходов отпадет необходимость переходить улицу, нарушая правила дорожного движения.
Интересно получается: для торговых центров бизнесменов земель хоть отбавляй, а почти все автобусные остановки в сады зажаты до невозможности. На левобережной «Полевой», куда мы приехали с Александром Сергеевичем, по его словам, еще более- менее терпимо. Но лично я не позавидовал водителям автобусов, которые с трудом разворачиваются, чтобы вырулить на дорогу. А сколько нервов и времени нужно затратить, пока преодолеешь перекресток на объездной дороге в Челябинск неподалеку от магазина строительных материалов «На холмах», только им одним известно. Уж где-где, а здесь светофор сам бог велел поставить.
Не разгуляешься на остановке у «Гостиного двора», откуда курсируют автобусы в «Горняк», «Коммунальщик», «Уралец», «Богатый остров», «Зеленая долина». Паркуются здесь не только автобусы, но и покупатели торгового центра, такси.
– Мы предлагали построить остановочный комплекс ниже по улице Завенягина, где просторней и трамвайная остановка под боком, но получили отказ, – говорит А. Головков.
Пожалуй, единственная в городе автобусная остановка в сады, где можно без всякой опаски перейти улицу и спокойно уехать к своим грядкам, расположена у торгового центра «Радуга вкуса». Около десяти минут мы пробыли здесь с Александром Сергеевичем – и не одной жалобы от пассажиров. Лишь пожелание городским властям на будущее: открыть побольше бесплатных торговых мест для садоводов, реализующих излишки своего урожая.