По определению, с последнего звонка начинается дорога в новую жизнь. Вот и для двух десятков ребят коррекционной школы-интерната № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья этот день - важная веха. Дело не только в том, что они переходят в среднее звено. Поменяется и место их жительства, и коллектив. Дети переезжают в школу-интернат "Семья". В родном пятом интернате они жили и учились с первого по четвертый класс. Условия здесь не просто комфортные, а направленные на реабилитацию и адаптацию этих сложных малышей.
-В здании бывшего детсада уютно, стараемся создать домашнюю атмосферу, - рассказывает исполняющая обязанности директора Ирина Соколова. - У нас 59 ребятишек в семи группах-классах. Нетрудно посчитать, что классы небольшие, обучение близко к индивидуальному. У каждой группы своя "квартира" - две спальни и большая гостиная, разделенная на игровую и учебную зоны. С ребятами занимается психолог, дефектолог и логопед. Они находятся под постоянным наблюдением медперсонала. Есть спортивный зал с тренажерами и "сухим" бассейном, музыкальный зал с пианино, аккордеоном, магнитофоном, музыкальным центром, караоке, детскими музыкальными инструментами. Благодаря сотрудничеству с благотворительным общественным фондом "Металлург" приобрели синтезатор и игровые компьютеры с набором развивающих программ. В комнате социально-бытовой ориентировки дети учатся домоводству. На территории хорошая спортплощадка, отсыпанная песком, с новыми воротами - шефы подарили.
Попечительский совет мощный и действенный. Его председатель - глава Правобережного района Надежда Ефремова. Добрые слова можно сказать о председателе союза молодых металлургов Евгении Хохлове, генеральном директоре ЗАО "ПромА" Сергее Флейшере, управляющем сети аптек "Гезель" Константине Николенко. Активно помогает интернату фонд "Металлург". Благодаря попечительскому совету ребята имеют возможности для развития не меньшие, чем дети домашние. Шефы дарят не только полезное оборудование, но и делают жизнь малышей интересней и насыщенней. Поездки в лимонарий, динопарк, кино, цирк, аквапарк, на природу здесь не редкость. Круглый год дети занимаются фигурным катанием в физкультурно-оздоровительном комплексе "Умка".
Хватает и кружковых занятий. Акробатический кружок "Грация", краеведческий "Мы живем на Урале", хореографический "Смайлики", спортивный "Калейдоскоп" ведут учителя интерната. А фольклорный "Уральские колокольчики", конструирования "Самоделкин", литературного творчества "Страна Вообразилия" - приглашенные преподаватели. Ребята занимают призовые места на различных конкурсах городского, областного и даже всероссийского уровней.
Не меньшее значение для социализации малышей имеет проект "Воскресный папа" под эгидой союза молодых металлургов. Праздники и экскурсии - тоже составляющая этого проекта, но главная идея - проявить личное участие. Поэтому молодые металлурги и стали воскресными папами. Завоевать доверие таких детей непросто. По словам преподавателей, некоторые малыши даже не воспринимают речь незнакомых людей - пока не привыкнут, она звучит для них как иностранная. Чтобы с ними общаться, надо часто приходить, разговаривать, вместе заниматься какими-то делами - как и положено родителям и детям. Но тем ценнее результат. И когда малыши дарят "папам" свои рисунки, нет для них большей награды.
На прошлой неделе сотрудники интерната вернулись с областного форума, на котором представляли социальный проект - магнитогорское ноу-хау коллеги оценили высоко.
На последний звонок председатель союза молодых металлургов Евгений Хохлов пришел не с пустыми руками - для выпускников шефы приготовили наборы канцтоваров. С напутствием к детям обратилась директор школы Ирина Чайковская - она в отпуске, но пропустить важное событие не могла. Ребята устроили для педагогов и гостей праздничный концерт - пели, бойко читали стихи. Номер для выпускников подготовили первоклассники. Интересно было наблюдать и за происходящим в зрительном зале. Видно, как сотрудники бережно и внимательно относятся к малышам. То приобнимут, то погладят, успокаивая, то поправят выбившуюся рубашку, то спросят о чем-нибудь: "Какой сегодня праздник? В каком вы классе? А через сколько лет тоже станете четвероклассниками?" Видно, что процесс воспитания здесь не прекращается ни на минуту - как и бывает в настоящей семье. Неудивительно, что дети, зная имена-отчества учителей и воспитателей, предпочитают называть их мамами.
- Хоть девушки, хоть бабушки - мы для них мамы, - улыбаются педагоги. - Когда гуляем, услышит кто-нибудь из прохожих, как они "мамкают" - удивляются - это что, все ваши? Да, все наши.