С КОНЦА АПРЕЛЯ у нас открыт «клещевой» сезон. Его необычность в том, что паукообразное отыскало жертву не в лесу, а в городе.
Если раннюю активизацию насекомых можно объяснить погодными аномалиями, то их миграцию из леса в город обеспечил человек. Идеальный способ доставки клеща – шерсть собак и кошечек, которые вместе с хозяевами резвились на лоне природы. Атаки городских клещей уже не редкость и, по словам врача-паразитолога центра гигиены и эпидемиологии Инессы Файзуллиной, их количество приближается к четверти от всех «укушенных». Особенно вопиющий пример «клещевой наглости» произошел в Магнитке: опасное насекомое напало на женщину в… трамвае.
Активизация опасных кровососущих требует ответных мер. В настоящее время решается вопрос о выделении средств из областного бюджета на проведение антиклещевой обработки городских парков, скверов и кладбищ. Состав реагентов не- безвреден, поэтому места детоксикации в течение недели следует обходить стороной. Об этом горожан предупредят плакаты.
Все случаи клещевого нападения фиксируют в центре гигиены и эпидемиологии. В настоящее время, по словам Инессы Евгеньевны, в медучреждения обратились 393 человека, из них 97 детей. Цифры возросли за прошедшую жаркую неделю. Но они все же ниже, чем на этот же период прошлого года: 507 человек.
До настоящего времени «укушенные» городскими и садовыми клещами отделывались легким испугом, что давало основание полагать: вирусоносителями являются лесные братья насекомых. Нехорошую статистику открыл апрельский кровосос. Клещ впился в шею пятиклассницы Ольги. Девочку отвезли в детский травмпункт «Айболит», сделали укол противоклещевого гаммаглобулина. «Врач в поликлинике выписала таблетки, и я лежала дома, – рассказывает Оля, – а через несколько дней у меня поднялась температура, опух язык, правый глаз. Меня срочно направили в больницу». Анализ крови выявил вирусную инфекцию. «Мы перепроверили, еще раз взяли кровь, – говорит заместитель главного врача по лечебной части инфекционного стационара МУЗ «Детская больница № 3» Любовь Васильева, – это был первый случай заражения клещевым энцефалитом на территории города». Сейчас Оля чувствует себя хорошо и готовится к выписке. Но с клещом надо держать ухо востро: в течение года за состоянием школьницы будут наблюдать врач-инфекционист и невропатолог. Каждые три месяца девочке предстоит сдавать кровь на анализы. В случае неблагоприятных показателей – снова лечение.
Коварная болезнь проявляется не сразу: инкубационный период может длиться от недели до месяца. Клещевой энцефалит – недуг опасный: вирусное заболевание может проходить как в легких, так и в тяжелых формах, когда поражается центральная нервная система. «У детей протекание болезни выражается в лихорадочной и менингоэнцефалитической формах, – отмечает Любовь Васильева. – Случаи пареза, паралича конечностей, наблюдаются очень редко. За мою тридцатилетнюю практику могу припомнить только один».
Диагностика довольно сложна, у ребятишек любое инфекционное заболевание можно принять за проявление клещевого энцефалита: снижается аппетит, поднимается температура, мучает головная боль. Далее присоединяются невралгические симптомы, вызванные воспалением оболочки головного мозга: нарушение сознания, признаки менингита.
Среднестатистическое число заболевших ребятишек не превышает четырех, хотя с подозрением на энцефалит в стационар поступают около десяти. За последние 30 лет в Магнитогорске, слава богу и медикам, среди детей не было ни одного смертельного исхода. Взрослые оказались менее стойкими или менее защищенными.
Клещи любят лесные регионы: Урал, Сибирь, Дальний Восток. В оренбургских степях насекомых нет. По словам Любови Михайловны, 30 лет проработавшей в системе инфекционной медицины, до развала Союза в стране существовал жесточайший контроль за профилактикой клещевого энцефалита: вакцинацией, детоксикацией. В начале 90 годов все мероприятия свели на нет, почти прекратилась обработка лесов. В последние годы профилактические меры активизировали.
Клещи, подобно ящику Пандоры, оказались прямо-таки кладезем несчастий. Мельчайший кровососущий – причина еще одного страшного, но пока малоизвестного заболевания – клещевого боррелиоза. В 1980 году эту болячку выявили американские ученые, определив, что заболевших боррелиозом в три-четыре раза больше, чем клещевым энцефалитом. Запущенный недуг поражает суставы, сердечно-сосудистую и нервную системы. В прошлом году в нашей области выявили 200 таких больных, в Магнитке – двух. Прививок против боррелиоза нет. Единственное спасение – своевременное обращение к медикам, которые по индивидуальной схеме назначают лечение антибиотиками.
Клещ – не единственный носитель вируса энцефалита. Болезнь можно подцепить, попив козьего молочка. Зараженными могут быть не только козы, но и коровы. Однако крупный рогатый скот, по словам Любови Михайловны, очень редко становится причиной заболеваний.
Спасение от болезни – в профилактике. Но пятиклассница Оля была привита. Правда, укол ей сделали за три дня до нападения клеща. «Вакцина не подействовала. Чтобы образовались антитела, должно пройти, как минимум, две недели, – говорит Любовь Михайловна. – Такая экстренная вакцинация производится только импортным – австрийским – препаратом». Прок от отечественной вакцины будет только в том случае, если строго подчиняться схеме: второй укол – через один–три месяца после первого, ревакцинация – через семь–девять месяцев. Прививка не входит в календарь обязательных, не дает пожизненного иммунитета, срок ее «годности» – три года. Случалось, вирус набрасывался и на «привитых», но в этом случае болезнь протекает в легкой форме, без осложнений. Лечение клещевого энцефалита дорогое, по приблизительным подсчетам – около 20 тысяч рублей. Но родителям оно не стоит ни копейки – за все платит страховая компания.
По признанию медиков, прививка против клещевого энцефалита – дополнительный стресс для организма. Но она необходима для людей группы риска: лесников, туристов. Профилактические меры – не только прививки, но и уничтожение клещей. Детские оздоровительные учреждения, которые через несколько дней примут магнитогорских ребятишек, тщательно обработаны. И не только лагерная и окрестная территории, но и туристические тропы «прошли» химическую профилактику. «В соответствии с графиком дважды проведена детоксикация в лагерях «Горное ущелье», «Уральские зори», «Скиф», – говорит директор учреждения ОАО «ММК» «Детский оздоровительно-образовательный комплекс» Людмила Скорова. – Контрольная проверка показала, что клещей на этих территориях не обнаружено. Химическая обработка – не единственный способ профилактики. Вырубили наиболее опасные участки сухостоя, кустарники, скосили траву. Все сотрудники лагеря привиты, в достаточном количестве заготовлены иммунные препараты».
Заведующая четвертым инфекционным отделением МУЗ «Детская больница № 3» Наталья Гущина летом работает педиатром в лагерях комбината. «Медицинские работники никогда не разрешат ребенку идти в поход, если у него нет прививки, – говорит Наталья Владимировна. – На территории детских лагерей не было случаев укуса и заражений. Единичные примеры связаны с приездом родителей, когда, забрав ребятишек, они отдыхают на необработанной территории».
Но на профилактику надейся, а сам не плошай, помни правила лесной безопасности: клещи любят темные, влажные места и не переносят солнечных полян. Отправляясь в лес, не оголяйся, а одевайся. Мази и кремы клещу нипочем. Наслаждаясь природой, не забывай осматривать товарищей через каждый час.