Вообще-то вопрос "Чего ждете от сегодняшнего дежурства?" был обращен только к нему - одному из ответственных за обстановку на митинге у Вечного огня по поводу празднования Дня Воздушно-десантных войск. Но его ответ совпал с хором виновников торжества. А суть нейтрального вопроса - беспокойство о сохранении порядка - считана правильно. Потому что День ВДВ уже запечатлелся в народном сознании как беспокойный праздник.
По мере стечения героев дня к месту митинга звучали приветствия и шло братание от имени полков и дивизий. С трибуны и в толпе обращались друг к другу не иначе, как "батя", "пацаны", "братишки" и "десантура". Флаги - едва ли не у каждого. Из полтысячи участников почти все в форме - праздновали узким кругом в сопровождении немногочисленных родственников, тоже одетых в тельняшки. Военизированность атмосферы особенно ощущалась по детям: восьмилетний Максим Самохин с надписью на майке "Хочу, как папа - в ВДВ", рядом с отцом вытягивался по струнке на каждое "Становись!" и следовал приказам вроде "Береты прочь! Колена преклонить!"
На фоне крепкой молодежи, которой было подавляющее большинство, выделялись несколько особенно выразительных фигур: парень в инвалидном кресле и молодая женщина у него за спиной, ветеран среднеазиатской внешности - единственный в толпе не в голубом берете, а в афганской войлочной "пуштунке". Знакомимся с ветераном: Ислам Мирзаахметов, шестеро детей, шестеро внуков, прошел Афганистан - работал переводчиком с восточных языков, сын Джамшид тоже десантник, сейчас где-то с однополчанами в толпе. Ислам Мирзаахметов в День ВДВ и празднует, и поминает: после митинга и посещения левобережного кладбища надо еще "навестить" сослуживца на территории новых захоронений - это недавняя потеря ветерана.
Троекратное "Ура!" в честь святынь ВДВ: матерей и "дождавшихся девчонок", покровителя десантников пророка Ильи и Героя Советского Союза Василия Маргелова - не раз громогласно раскатывается на протяжении митинга. Отдельного "Ура!" и многочисленных просьб сфотографироваться вместе заслужили и почетные гости встречи - фронтовики Великой Отечественной войны Генрих Шилов и Николай Тюкинеев.
Неожиданностью стало предложение руки и сердца от десантника Миши, высказанное подруге прямо с трибуны, и призыв организаторов к голубым беретам свататься таким же оригинальным способом, "а не как мажоры писать о любви на заборе".
При всей насыщенности эмоциями и героями митинг длился не более получаса. Ярким завершением стало исполнение военных песен под гитару. Автор - десантник, ветеран боевых действий Александр Котков - представил песни, уже полюбившиеся и известные за пределами Магнитки: "Наверняка", "Служу Российской Федерации", "Мама, сын, Афганистан". Затем минута молчания, оружейный залп. Перед отправкой на возложение венков на левобережное кладбище председатель районного отделения Союза десантников Александр Карпенко порекомендовал товарищам по оружию не поддаваться на провокации, чтобы не нарушался порядок на улицах.
Порядок нарушился сразу же, едва колонна начала продвижение от здания городской администрации: из окон полутора сотен автомобилей, в три ряда заполнивших улицу, реяли флаги и высовывались торсы десантников. По пути колонна рассыпалась: останавливались у цветочных магазинов и алкомаркетов. К тому же автомобили десантников создали пробку на первых сотнях метров кладбищенской дороги. В результате пройти к "афганскому" кладбищу монолитным строем не получилось, но постепенно именно сюда стеклись участники митинга. Если по пути к нему кто и останавливался у братских могил умерших в госпиталях в Великую Отечественную, то не задержался: площадка мемориала пустовала. Предельно заполнена была территория "афганского" кладбища: здесь поминали, вспоминали и просто общались. Тех, кто после поклона тихо уехал, город не заметил. Зато в памяти горожан останутся картинки вроде той, что увидели журналисты из "ГАЗельки" на перекрестке между ТЭЦ и 7-й проходной на обратном пути. Ствол в правой руке вэдэвэшника, наполовину свесившегося из огибавшей нас легковушки, по мере обгона на доли секунды оказался направленным в лицо каждого из сидевших по левой стороне маршрутки.
- Травматика, - неодобрительно прокомментировала пассажирка средних лет. - С нуля часов начали праздновать. Что к вечеру будет?
Пассажиры в молчании наблюдали, как удаляется вооруженная легковушка с десантниками. Этот праздник был только на их улице.