Но комфорт и скорость, которые даёт нам этот вид транспорта, сочетаются с изрядной долей риска.
В советские времена существовали таксопарки, а по городу ходили легко узнаваемые жёлтые "Волги" с зелёными огоньками и тикающими счётчиками. Это было недешёвое удовольствие, поэтому пользовались им не так уж и часто. Сегодня такси - демократичное, на нём ездят в гости и на работу, отвозят детей в детский сад и школу. Особенно активно пользуются им горожане, когда на улице плохая погода. Правда, вызывая машину, мы не всегда задумываемся: кто приедет оказать нам эту услугу, будет ли это безопасно…
Татьяна Горбатова в 25-градусный мороз решила воспользоваться такси. На заказ приехала ухоженная иномарка, водитель - молодая женщина. Ехали не торопясь, аккуратно, Татьяна была даже рада: обычно таксисты - народ скоростной. Перед самым домом таксистка спросила: "Вы не будете против, если я не здесь поверну, а вот через тот перекрёсток? А то я всего месяц, как права получила - мне сложно пока некоторые манёвры совершать"… У Татьяны в груди похолодело.
Семья Гудаевых со дня рождения бабушки отправилась домой на частном извозчике. Пока собирались да выходили, прошло больше положенного на бесплатное ожидание времени. Водитель был явно недоволен, салон "десятки" - не очень чистый, но претензии предъявлять не стали. Весь путь шофер вёл себя нервно, опасно перестраивался, потом разговорился и поведал: мол, устал от безденежья, на основной работе платят мало, приходится до полуночи здесь подрабатывать, хронический недосып.
К этим двум случаям можно прибавить множество других и даже не выводить "мораль той басни". Но и оставлять их без комментариев - преступно.
С шашечками, то есть официально, в городе работает не так уж и много такси. Магнитогорцы давно привыкли, что к подъезду просто подъезжает автомобиль безо всяких обозначений - достаточно сверить его марку и номер с сообщением, которое пришло на мобильный телефон, чтобы понять: это - за вами. У большинства контор, занимающихся перевозками, система работы налажена через интернет-программы. Водители получают заказы на сотовый телефон, в программе предусмотрено всё: адрес - откуда и куда везти, ожидание, посадка, изменение и завершение заказа. Разница в "прогах" у каждого диспетчера небольшая - принцип действия один и тот же. Справедливости ради нужно отметить, что большинство водителей такси, работающих на постоянной основе или подрабатывающие, на совесть выполняют свои обязанности. За этим следит и работодатель, как правило, реагируя на замечания и жалобы клиентов. По первому случаю: девушка "без году неделя за рулём" была уволена - в этом пассажирку убедили в офисе такси и заверили, что при приёме на работу будут более внимательно смотреть на стаж вождения, который должен быть не меньше пяти лет, и другие "детали".
На сегодня в Магнитогорске услуги пассажирских перевозок оказывают больше тридцати диспетчеров. Но лишь единицы, как и раньше, работают по рациям. Остальные - через программы - местные и федеральные структуры. У каждого - своя аудитория. В некоторых из них "на балансе" до пятисот автомобилей. Приём на работу продолжается - до 20-30 человек в день. Правда, и отсев большой - не всем приходится по душе работа.
Цены за поездку, если быть объективными, практически везде одинаковые, разве что где-то действуют скидки. В одних - машины набирают поприличнее, в других могут предложить услуги VIP-уровня, третьи быстрее приезжают. Но как на хороший, так и на плохой сервис нарваться можно в любом такси. И не только на сервис, но и на состояние водителя или автомобиля. И коли уж не избежать обращений в эту службу, нужно, как минимум, визуально оценивать, к кому в машину садишься.
Есть ещё один пласт таксистов - те, кто по старинке работают "с борта". Их можно наблюдать на оживлённых остановках, вокзале. В ожидании заявки они могут стоять часами, а цены у них кусаются. С обочины не гнушаются подбирать клиентов и устроенные в конторы - дополнительный хлеб никому не мешает. При том, что этот вид деятельности и без того небезопасный, "левые" заказы - дело очень рискованное. Один из последних примеров: накануне Нового года водитель такси, женщина, с обочины взяла трёх парней. В районе цемзавода пассажиры напали на неё, ударили ножом, выбросили из машины. В шоковом состоянии девушка бросилась бежать, что и спасло: её заметили водители эвакуатора и такси, они же задержали одного из нападавших. Девушка выжила, но всё могло закончиться более плачевно.
С какой стороны ни смотри, но сфера пассажирских перевозок требует, как минимум, доработок. Попытки ввести обязательную установку счётчиков и символики, лицензирования как-то не очень активно приживаются на российской почве. И вот - новый проект от законодателей. На рассмотрение Государственной Думы внесено предложение установить административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров легковым такси без разрешения. Санкции серьёзные: на граждан будет налагаться штраф в размере 50 тысяч рублей вместо сегодняшних 5, на индивидуальных предпринимателей - 100, на юридических лиц - 400 тысяч. Это за первое "попадание". За второе - предусмотрена конфискация транспортного средства. Смысл инициативы - подстегнуть ответственных перевозчиков к получению лицензии, а временщиков - отсеять с этого рынка. Только вот что-то подсказывает, что документ снова попахивает мертворождённостью. Идея с организацией перевозок на законных основаниях, предрейсовым контролем автомобиля и медосмотром водителя - хороша. Но чтобы отобрать у человека его собственность - машину, нужны очень веские основания. Доказать частный извоз "контрольной закупкой" очень трудно, а другие методы - бессильны, да и незаконны.
Конечно, что-то делать с ситуацией на рынке частных перевозок нужно. И есть подтверждения, что именно рублём можно воздействовать на российского человека: заставили же большие штрафы многих пропускать пешеходов, соблюдать скоростной режим. Возможно, и здесь получится. Только, может, нужно ужесточать требования, в первую очередь, к диспетчерам, тем, кто берёт на работу в такси всех подряд, а не самих водителей? Не от хорошей жизни люди идут сюда работать…