Отгадайте, на что делают ставку автоконцерны класса "люкс" типа Audi, BMW, Mercedes-Benz и даже Lamborghini? Нет, не на концепт-кары, гибриды и электромобили. Они делают ставку на велосипеды, число почитателей которых в мире с каждым годом растёт в геометрической прогрессии.
Среди них любители и спортсмены - для них разрабатывают специальные лёгкие и особо прочные сплавы, благодаря которым вес транспорта не превышает шести с половиной килограммов. Самый дорогой в мире велосипед был продан с крупнейшего аукциона за полмиллиона долларов. Среднестатистические особи и гламурные метросексуалы - для таких велосипеды покрывают золотом, украшают резной слоновой костью, кожей питона и даже настоящими крыльями бабочек, а в разработке дизайна принимают участие всемирно известные дома моды, в частности, Chanel.
Европа давно считается любительницей велосипедов. В центре города сотни одинаковых так называемых велоавтоматов, которые за пару евро в час "выдают" велосипед любому желающему. Сел человек на такой велосипед, доехал до нужного пункта - вернул велосипед в такой же автомат поблизости. Что уж говорить о Нидерландах и, в частности, об Амстердаме, где велосипедная культура возведена буквально в религию и фото велопарковок с тысячами пристёгнутых велосипедов разошлись по миру миллионными тиражами.
Москва тоже давно ввела в моду день без автомобилей, когда столица меняет автомобильное кресло на велосипедное седло. А наиболее продвинутая часть Первопрестольной передвигается на двухколёсном транспорте почти всегда. К примеру, мой приятель, успешный бизнесмен, владелец IT-компании, ездит на работу на самокате, используя свой "бентли" лишь в представительских целях.
Быстро и полезно
Словом, то, что мода на велосипеды дошла и до Магнитогорска, никого не удивило. И дело не только в ежегодных специальных мероприятиях всех мастей. К примеру, один только велопарад-2015, официально открывший велосипедный сезон, собрал более полутора тысяч человек. На велосипедах гуляют в парках, катаются с горнолыжных трасс, ездят на работу, добираются до кинотеатров и торгово-развлекательных центров. По словам директора крупнейшего в городе магазина спортивных товаров Лилии Кузьминой, за последние три года уровень продаж двухколёсного транспорта вырос в разы.
- Покупают все и всё, - разговорились с Лилией. - И спортивные велосипеды, и прогулочные. Люди посерьёзнее предпочитают горные - на них можно и спортом заниматься, и по городу кататься. Часто бывает: придёт семья купить велосипед для сына или дочки. А на следующий день приходят снова - приобретают себе для совместных семейных прогулок. Ещё интересно то, что раньше люди особо не разбирались: лишь бы руль да два колеса. Теперь к выбору велосипеда подходят так же тщательно, как и автомобиля, предпочитая покупать модели, "нафаршированные" не только техническими, но и дополнительными преимуществами, начиная со светоотражательных элементов и фар и заканчивая корзинками, пристёгивающимися сумочками, бутылочками для воды и даже бортовыми компьютерами. Есть ценители, которые могут отдать за велосипед большие деньги, но в основном предпочитают велосипеды средней ценовой категории - в пределах десяти-двенадцати тысяч.
- Велосипед для меня, пожалуй, единственное средство передвижения по нашему городу уже много лет, причём даже зимой, для которой существует зимняя велосипедная резина, - говорит парикмахер и давний любитель велосипедов Виктор Аляпский. - Это полезно для фигуры и здоровья, экологично, зачастую быстрее, чем на автомобиле, а кроме того, это бюджетно: не надо тратиться на бензин, техническое обслуживание и страховку. Если надо выехать за город, еду с друзьями на их машине или пользуюсь модной нынче услугой поиска попутчиков.
Велопарковка у алкомаркета
С таким набором положительных характеристик, казалось бы, велосипедное движение надо бы развивать бешеными темпами. И в некоторых субъектах Российской Федерации это делается на правительственном уровне: поражает велопарк в Сочи, предоставляющий возможность заниматься всеми видами велосипедного спорта. В Уфе по поручению президента разработана специальная программа по развитию велосипедной инфраструктуры, рассчитанная до 2017 года. В её рамках власти региона проводят агитацию и многочисленные соревнования, количество участников в которых колеблется в районе четырёх тысяч человек, а параллельно с этим строят велодорожки со специальным качественным покрытием.
Магнитогорск, увы, пока может похвастаться лишь Экопарком, где можно вволю накататься, не представляя угрозы пешеходам.
- Несмотря на все обращения в адрес городской администрации, пока велосипедной инфраструктуры в Магнитогорске нет, - с сожалением констатирует соорганизатор городских велопарадов и велоквестов, председатель ассоциации молодых предпринимателей Магнитогорска Татьяна Яковлева. - Конечно, о масштабном велопарке мечтать не приходится. Но можно ведь хотя бы построить велодорожки, оборудовать велопарковки, выделить зоны для катания на велосипедах, закончить, наконец, оснащение тротуаров удобными съездами не только для велосипедистов, но и мамочек с колясками, а также сделать решётки ливневых стоков более безопасными.
- Ну, положим, велопарковок в городе стало гораздо больше, - включается в разговор Виктор Аляпский. - Правда, заслуга в этом не властей, а предпринимателей - к примеру, владельцев магазинов. Оборудовали велопарковку даже у магазинов всем известной сети алкомаркетов. А вот возле больших торговых центров и гипермаркетов до сих пор приходится цеплять велосипеды к водосточным трубам и другим неподвижным конструкциям.
- Конечно, не хочется только ругать, - продолжает Татьяна Яковлева. - Спасибо городским властям хотя бы за помощь в организации велопарадов: от анонсирования мероприятия в СМИ до согласования маршрута с ГИБДД, дорожными службами, энергетиками, предоставления сцены и так далее. Но хотелось бы, чтобы и в обычные дни велосипедисты чувствовали себя на дорогах города безопасно.
Город - не для трюков
Кстати, о безопасности: по правилам велосипеды, как и мотоциклы, считаются полноценным транспортным средством, а значит, передвигаться должны... Ну, в идеале - по специально отведённым для них полосам, а при их отсутствии - по проезжей части.
- Я не готов выходить на дорогу, - твёрдо заявляет Виктор Аляпский. - В Европе обилие электромобилей и гибридов, высокое качество бензина, да и общественное движение организовано более грамотно. В Барселоне, к примеру, практически все дороги с односторонним движением, что в принципе исключает пробки. А дышать выхлопами и рисковать жизнью на наших дорогах, где никто не соблюдает правил, - это уж слишком. Городу бы с маршрутными такси разобраться, что уж о нас говорить. Так что в принципе велосипедные полосы, конечно, нужны, но в условиях нашего города пока нереальны.
И велосипедисты нашли выход - кататься по тротуарам. Кстати, неплохой вариант, учитывая, что пешеходов в Магнитке действительно мало - все в основном в маршрутках или автомобилях.
- С точки зрения правил дорожного движения это нарушение, причём со стороны велосипедистов не единственное, - говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД по Магнитогорску Фёдор Сумароковский, но тут же добавляет: - Впрочем, нельзя сказать, что эта категория является для нас проблемной, не припомню, чтобы в каком-то ДТП был виновен велосипедист. Может, поэтому работники ГИБДД довольно лояльны к этим участникам дорожного движения. Однако хотелось бы, чтобы они выполняли хотя бы общие правила: передвигались с приемлемой скоростью, использовали фары и светоотражательные элементы, перевозили детей исключительно в шлемах и других средствах защиты и в специальных велосипедных детских креслах, а также спешивались на светофорах, переходя проезжую часть, как остальные пешеходы, "ведя" своего "железного коня" рядом с собой.
Согласны с ГИБДД и сами велосипедисты, правильно полагая: комфортное ощущение себя на дорогах зависит, в основном, от самих велосипедистов.
- Почаще вертите головой: велосипедист часто остаётся незаметным для водителей авто, так что не стоит расслабляться и чувствовать себя бессмертным, - говорит соорганизатор велопарадов и велоквестов в Магнитогорске, менеджер Евгений Харанухин. - Пока, к сожалению, велокультура в Магнитке не на уровне: хоть грамотных велосипедистов больше, но находятся такие, кто нарушает ПДД и носится по дорогам, притупляя чувство опасности за жизнь свою и окружающих непонятно кем привитым ощущением собственной исключительности. Город - не для трюков, самовыражаться надо на велотреках и в специальных парках. А вот возвести такие очень хотелось бы попросить городскую администрацию.