Считается, что после предновогоднего повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги магнитогорцы, благодаря стараниям чиновников, как бы особо и не пострадали: в среднем квартплата в нашем городе увеличивается примерно на 13 процентов.
Уверен, что с этим утверждением никак не согласится почетный пенсионер и ветеран ММК Александр Алексеев, предложивший пришедшую ему платежку за пользование холодной водой и водоотведение предложить в Книгу рекордов Гиннесса: семье из трех человек, включая малолетнего внука, предъявили за месяц 1160 рублей.
– Наш дом, – рассказывает ветеран, – перенаселен, «своих» жильцов я знаю в лицо. Но вижу, сколько здесь проживает «чужаков», снимающих квартиры. Думаю, живут они без регистрации, а расход воды расписывают только на прописанных. Попытался в бухгалтерии домоуправления № 10 прояснить ситуацию, но мне сказали, что сведения о количестве прописанных секретные. Но я не желаю расплачиваться за других. Я инвалид, пенсионер, деньги не печатаю, да и на внука по три-четыре месяца не поступает алиментов. Такое количество воды, что нашей семье предлагают оплачивать, мы физически не в состоянии израсходовать. У моих ближайших соседей стоят водомеры. Так одни платят за воду 60 рублей, другие – 90. А я что, улицы из своего крана поливаю? Возможно, неисправен водомер на дом или происходят утечки – дом-то старый. А определить причину – святая обязанность домоуправления. И подобные доплаты у нас регулярны. Жаловались в домоуправление, оттуда приходили, что-то смотрели, месяца два-три обходились без доплат. И вот опять так «шуранули» – только доплата за воду 700 рублей! Основной счет я оплатил, а вот доплачивать отказался. Почему я должен оплачивать безалаберность коммунальщиков?
Техник домоуправления № 10 ЖКО-1 ТЖХ Раиса Атанова о проблемах дома № 6 по улице Горького знает прекрасно. А что предпринимает?
– Мы даже не ждем, – говорит она, – когда поступят жалобы от жильцов: как только мастер видит, что увеличился расход воды, идем выяснять, в чем дело. Последние проверки этого дома были в октябре и ноябре. Утечек не обнаружили, но проверяли, правда, не все квартиры: кого-то не было дома, а где-то просто не открывали. Сколько в доме зарегистрировано жильцов, мы знаем, есть карточки. А вот сколько на самом деле проживает – как определить?
Как быть ветерану? Конечно, проще всего посоветовать ему установить водомеры на холодную и горячую воду, хотя это «удовольствие» довольно затратное. Однако есть компании, которые предоставляют пенсионерам скидки и устанавливают водомеры с рассрочкой платежа. К тому же, эти приборы учета очень скоро окупаются. Многочисленные примеры свидетельствуют, что по усредненным тарифам – примерно 103 рубля с человека в месяц за холодную воду и водоотведение – мы переплачиваем в два, а то и в три раза, если сравнивать оплату по водомеру при «привычном» водопотреблении. И, по-видимому, эта разница в оплате будет расти по мере увеличения количества установленных водомеров: ведь перерасход воды, определенный по общему, «домовому», водомеру, распределяется среди квартир, где не установлены индивидуальные приборы. Особенно ощутимо это в небольших домах – Александр Алексеев с семьей проживает в 18-квартирном доме.
Наверное, прав ветеран в своем несогласии оплачивать немалый и явно несуразный счет по перерасходу воды. Судя по предъявленной сумме, его небольшая семья должна была ежесуточно сливать в канализацию около 1800 литров только холодной воды! А это возможно разве что теоретически. Но не платить «просто так» – нельзя. Поэтому следует обратиться с письменным заявлением к руководителю обслуживающей организации – ЖЭУ № 10 ЖКО-1 ТЖХ А. Горбачевой, с которой у собственника или нанимателя квартиры заключен договор, с просьбой исключить из предъявленного счета сумму за непредоставленную услугу. А в случае ее отказа обратиться с соответствующим иском в суд, потребовав также и компенсации за моральный вред. Весьма спорной выглядит сама практика взимания платы за перерасход, в данном случае, воды: она должна осуществляться по ставкам и тарифам, установленным органами местного самоуправления. И ни о каких доплатах за «коллективный» перерасход либо потери в сетях в договорах с нанимателями или собственниками жилых помещений не говорится.
***
С прошлой зимы на весьма комфортное жилье пенсионера МВД Альберта Рагимова, проживающего в «зоне ответственности» все того же 10-го домоуправления, стали валиться всяческие напасти: в углах всех трех комнат начали отслаиваться обои, стены стали покрываться черной плесенью, в ванной облупилась и заплесневела вся стена. А с наступлением морозов в отсыревшей квартире изрядно похолодало. Из домоуправления «на объект» пришел один специалист, другой. Недоуменно пожимали плечами, даже поднимались в квартиру этажом выше на предмет обнаружения источника затопления. Убедились, что соседи ни при чем. Но акт не составили и надолго исчезли. Настойчивый жилец начал бомбить домоуправление заявками на прочистку вентиляционных каналов, заподозрив в сырости неработающую вентиляцию. Заявку приняли, вскоре пришли к заявителю, пожурили за то, что его на момент «операции» не было дома, однако дали подписать бумагу на предмет выполненной работы, то есть, прочистки вентиляции «через соседей». Как это – Рагимов не понял, но известный метод с бумажной полоской и струйкой табачного дыма показал, что не то чтобы тяги, элементарного движения воздуха нет. Однако, по мнению техника домоуправления № 10 ЖКО-1 треста жилищного хозяйства Раисы Атановой, в том, что до сих пор в квартире Рагимова не прочищена вентиляция, виноват он сам. С прочисткой вентиляционных каналов процедура непростая: сначала в домоуправлении собирают заявки, затем их передают в ЖКО, а там делают заявку непосредственному исполнителю – ВДПО. Но вот когда «верхолазы» прибыли, а они работали на этом доме два дня, этого жильца почему-то два дня не было дома. Рагимов же утверждает, что и с «трубочистами» встречался, и бумагу о якобы выполненных работах подписал.
Но вентиляция вентиляцией, а стены в комнатах заплесневели по другой причине: растрескались межпанельные швы, при предыдущей заделке явно выполненные небрежно. И опять жилец виноват, потому что обратился с жалобой поздно – осенью, а заделывать швы можно только в теплый период года. Но, во-первых, об этом речь шла еще более года назад и уже один «теплый период года» был упущен. А, во-вторых, следить за состоянием зданий, фасадов, герметичностью тех же швов обязаны не жильцы, а коммунальщики. Жильцы им за это деньги платят по графе «обслуживание, содержание жилья». И профилактический осмотр строительных конструкций и инженерного оборудования дома должен производиться минимум дважды в год. Как и очистка вентиляционных каналов и дымоходов – по необходимости, а не когда соберут заявки.