В начале разговора главный редактор регионального выпуска "Аргументов и фактов" по Челябинской области, ведущий встречи Андрей Трушников признался: "Проводя подобный "круглый стол" в Челябинске, мы столкнулись с тем, что нам пришлось рассадить "государственников" и "частников" в разные стороны, потому что некоторые моменты обсуждались чересчур жестко".
Начать дискуссию он предложил с простого вопроса:
- Скажите, существует ли в Магнитогорске некое противоречие, недопонимание между государственными и частными медицинскими структурами?
- Считаю, и то и другое направление должны развиваться. И каждый пациент вправе выбирать, куда ему обращаться, - отвечает Светлана Абросимова, главный терапевт Магнитогорска. - Но для удобства пациента было бы лучше, если те же частные структуры арендовали помещения при государственных лечебных учреждениях. Тогда больного могли бы принимать, к примеру, в нерабочее, врачебное время.
- Но ведь может сложиться, что в рабочее время врач, совмещающий частную и муниципальную практику, будет оказывать менее качественные услуги, чем в нерабочее?
- Если он оказывает ее некачественно в муниципальных больницах, то и в платных ничего не изменится. У нас в городе распространена практика - врачи, занятые в муниципальных учреждениях, после работы идут подработать в частные структуры. Пациенту, который приходит к ним на консультацию, после осмотра рекомендуют пройти какое-либо обследование. И он идет обследоваться уже в другое платное учреждение. Потому и говорю: не лучше ли было, если бы все было в одном месте, где частная клиника арендует помещение?
- А существует ли различие в техническом оснащении между государственными и частными медучреждениями?
- Практически все частные структуры пользуются той же техникой, что и муниципальные, - продолжает Светлана, - у частников нет своих лабораторий. Я считаю, что оборудование более высокого уровня находится в муниципальных учреждениях. Здесь больше возможностей - те же компьютерные томографы, их нет в частных клиниках. Поэтому, к примеру, частники не могут проводить сложные операции на сердце.
- Стоматология все-таки не кардиология. Скажите, действительно государственная медицина более технологично укомплектована?
- Безусловно, - соглашается генеральный директор стоматологии "Агат" Андрей Мигас. - Я согласен со Светланой: оборудование, необходимое для кардиологии, чрезвычайно дорогое, и вряд ли какая-нибудь частная структура пожелает купить его. Но в стоматологии ситуация другая. В частных структурах набор технологического оборудования по своим возможностям и по качеству лучше, чем в муниципальных. Сегодня мы реально конкурируем с муниципальной системой стоматологии, которая предлагает бесплатные услуги (хотя и здесь имеется довесок платных услуг), потому как предоставляем более высокий уровень качества оборудования, во-первых. А во-вторых, у нас есть комплекс услуг. А то нередки ситуации, когда пациент обследуется в одном месте, консультируется в другом, получает лечение - в третьем. По большому счету, он "отрабатывает" ногами наши организационные проблемы. Количество частных кабинетов в городе достаточно велико. Тем не менее проблема существует одна и та же - кадровая.
- А есть ли некие государственные заказы на подготовку таких кадров? Может, следует обращаться в вузы?
- Обращаемся, - говорит Светлана, - Мы приглашаем выпускников в наши муниципальные учреждения на договорных условиях. Отработав год-два, многие уезжают.
- Может, кто-то знает глубинные причины ситуации? Вот у меня половина друзей хочет в Магнитогорске жить.
- Возникают ведь вопрос жилья, финансирования, перспективы…
- Выгодно ли сегодня работать врачом в Магнитогорске?
- Думаю, если бы было выгодно работать только в муниципальной больнице, никто бы не пошел подрабатывать в частную, - рассуждает Андрей Мигас.
По тому, как этот вопрос участники дискуссии оставили в подвешенном состоянии, получается, что основным врачебным стимулом сегодня является заинтересованность специалиста в результате своего труда. И результат, конечно же, в большей степени финансовый. Хотя собеседники признали, что люди, работающие на совесть, трудятся не только в негосударственных медицинских учреждениях.
Подхватив проблемную тему, замдиректора по медицине ООО СМК "Астра Металл" Надежда Лисьева высказала такое мнение:
- Сегодня мы сталкиваемся с тем, когда пациент с бесспорным правом на бесплатные медуслуги вынужден их оплачивать. Создаются огромные очереди на те же УЗИ, компьютерную томографию, даже элементарные анализы. И вот здесь начинается подмена бесплатной медицины платной. Говорят: "Если хотите быстро сделать, пожалуйста, платите деньги!" Хотя губернатор ежегодно подписывает и утверждает территориальную программу государственных гарантий для граждан области, где четко оговорен перечень услуг, которые должны быть предоставлены нашим пациентам бесплатно. И неважно - будет это оплачено по медицинскому страхованию либо бюджетными финансовыми организациями. Пациенту все равно, откуда пойдут деньги на оплату услуг, которыми он пользуется. Важно, чтоб услуги были бесплатными, не из его кошелька. А у нас получается подмена.
Проблема эта характерна для всей России - система везде одинакова. Решается она в большинстве случаев в суде. Благодаря решению суда деньги пациенту могут быть возвращены, если будет доказано, что пациент действительно вынужден был оплатить. Другое дело, когда он сам обращается: не хочет стоять в очереди…
Большинство лечебных учреждений не имеют возможности разделить потоки платных и бесплатных пациентов. Пациенту, который идет платно, говорят: "Да, господин Иванов, вы оплатили, проходите-ка без очереди". А за дверью остается человек 20, которые не платили. И это в рабочее время. У доктора оно заканчивается, и "бесплатники" за счет того, что прошли "платники", остаются за дверью: "Приходите завтра, а лучше через неделю".
Во-вторых, хорошо, конечно, как Светлана сказала, что в нерабочее время могут быть оказаны платные услуги. Но так ли все просто? Значит, должен быть либо отдельный кабинет для платных услуг, либо отдельные врачи, которые только платными услугами занимаются. И опять кадровая проблема. Либо потоки разделены должны быть - в рабочее время лечат бесплатно, сверх рабочего времени, если этот кабинет не использует другой врач, - платно. Но проконтролировать это очень сложно. Где, скажите, в медицинской документации написано время приема? Как это проверить? Ни в договоре, ни в квитанции, ни в медицинской документации время обращения пациента не прописано.
Тему продолжил руководитель психиатрической больницы № 5 Александр Беликов:
- Нельзя забывать: есть закон о здравоохранении, где одна из статей запрещает размещать частные структурные подразделения в муниципальных государственных медицинских учреждениях. Поэтому все, о чем тут говорится, незаконно. Частная медицина - это частная, она и должна развиваться вовне. Но чтоб развивать ее, государство должно ее поддерживать. Об этом много говорят, но, к сожалению, не делают.
-Вы ощущаете поддержку или барьеры со стороны государства?
- Не ощущаю ни того, ни другого.
Иное мнение высказал директор ООО "Медэкс" Алексей Субботин:
- А мне не везет. Меня проверочные службы навещают с завидной регулярностью: ищут какие-то коррупционные моменты. А раз мы частники, значит, где-то что-то не то…
Обсуждали множество проблем, характерных для предпринимательства в целом: доступность помещений, их долгосрочная аренда, нехватка ресурсов на закупку оборудования, возможность получения госзаказа, административные барьеры, проблема обучения кадров. Участники "круглого стола" высказали соображения по поводу возможных путей преодоления трудностей. Все сошлись во мнении, что и государство, и частный бизнес должны исходить из потребностей пациента.
Директор магнитогорского филиала ООО "Альфа-страхование" Виктория Чемезова рассказала о программе добровольного медицинского страхования в городе:
- У нас она существует, ее активно поддерживают страховщики и лечебные учреждения, и действует она достаточно эффективно. Человек заплатил разовую страховую премию и в соответствии с выбранной им программой получает медуслугу. В коллективном страховании 80 процентов предприятий сотрудничают со страховщиками..
Андрей Трушников попытался выяснить, насколько доступны подобные услуги:
- Хорошо, сколько я должен заплатить страховщику на тот случай, что я в этом году, не дай Бог конечно, могу сломать ногу?
- По-разному, в зависимости от того, что вы хотите: чтобы вам просто наложили гипс или имплантировали что-то, - отвечает Виктория.
Выяснилось: не каждый может позволить себе добровольное медицинское страхование, только работающие.
-Вы думаете, что все здесь так красиво как кажется? - говорит Надежда Лисьева. - Смотрите: пациент имеет право на добровольное медицинское страхование. Страховая компания предлагает услуги, которые есть в территориальной программе обязательного страхования. Например, у пациента Иванова есть полис, потому что его, например, застраховали на предприятии. Он приходит, показывает два своих полиса - ОМС (обязательное) и ДМС (добровольное). По какому полису выгодно лечебному учреждению пролечить? По ДМС. Добровольное - платное.
- Вы боитесь - если он с двумя полисами, то врачи скажут: "Давай-ка по-добровольному?"
- К сожалению, такое бывает.
"Круглый стол" рассмотрел множество вопросов. Но выявить основную цель, понять, существует ли разница между частной и муниципальной медициной, оказалось не просто. Основной вывод, который напрашивается: врачей-энтузиастов все меньше.
Если вы хотите получить нормальный сервис и качество - раскошеливайтесь!