За 13 лет закон «О защите прав потребителей» законодатели не раз редактировали и дополняли. Изменилась и система государственного контроля, но до сих пор не урегулированы вопросы качества товаров и культуры обслуживания. По-прежнему в «черном списке» проблемы, связанные с приобретением сложной бытовой техники. Повлиять на ситуацию пытается Магнитогорское объединение защиты прав потребителей. Об этом – наша беседа с руководителем организации Владимиром ЗЯБЛИЦЕВЫМ.
– Владимир Иванович, какие нарушения прав потребителей при покупке сложной бытовой техники встречаются чаще всего?
– Продавцы такого товара зазывают нас красочной рекламой и милой улыбкой. Но это ненадолго и заканчивается, в основном, в момент приобретения товара. По-прежнему с покупателем заключают договор купли-продажи на условиях, ущемляющих права вопреки законодательству. К тому же, система надзора и контроля не работает. Пример тому – количество граждан, которые выстраиваются на прием к юристу. Наши специалисты регулярно консультируют горожан и при личных встречах, и через средства массовой информации. Однако ответы на вопросы и комментарии относительно нескольких типовых ситуаций трудно назвать панацеей: все жизненные противоречия просто невозможно предположить. Полагаю, что повлиять на обстоятельства можно лишь путем обучения и просвещения наших горожан. Знание – сила. Если разбираетесь в законах и своевременно планируете свои действия при покупке товаров, то у вас появляется серьезный шанс избежать негативных последствий и необоснованных хлопот.
– Бракованная и контрафактная бытовая техника, которую продают во многих магазинах, действительно стала «бичом» для населения. Как себя правильно вести при выборе товара и покупке?
– Наша организация осуществляет мероприятия, которые помогут сориентироваться на рынке даже неграмотному покупателю: бесплатные семинары, методические издания и освещение проблемных вопросов через СМИ. С недавнего времени мы «вживую» обучаем людей нехитрым навыкам, запланировали семинар для горожан, который будет называться просто и понятно: «Как правильно приобрести сложную бытовую технику». В первую очередь мы расскажем о правовых аспектах покупки и заключении договора купли-продажи и непременно объясним, на какие технические характеристики потребитель должен ориентироваться при выборе товара. К приобретению сложной бытовой техники, на которую установлен гарантийный срок, нужно относиться особенно серьезно, так как качественный товар данной категории обмену не подлежит.
– Распространенный случай: покупателя обязывают хранить заводскую упаковку из-под бытовой техники в течение всего гарантийного срока и не принимают бракованный товар без упаковки. Прав ли продавец?
– Законом не предусмотрена обязанность покупателя хранить упаковку: она предполагает доставку товара покупателю и обеспечивает сохранность покупки. Если товар оказался недоброкачественным, покупатель просто сдает его продавцу. В упаковке он или нет – не имеет значения. Как ни обидно, но мы должны признать: покупатели сами себе создают проблемы и становятся жертвами недобросовестных продавцов из-за излишней доверчивости. Зачастую магнитогорцы росчерком пера «узаконивают» покупку кота в мешке.
– Поясните на примере...
– Очень популярна такая схема: купленную днем бытовую технику вам привозят поздно вечером и убеждают расписаться за ее доставку. Однако стиральную машину или пылесос, к примеру, до утра просят не распаковывать – техника сложная, ее с мороза в тепло принесли, может сломаться. Лучше подождать до утра, а подпись в документах необходимо поставить сегодня. Поверив таким нелепым доводам, покупатель в результате оказывается один на один с бракованной, поцарапанной или нерабочей техникой и документом… Самое главное, что под надписью «Товар получил в исправном состоянии» стоит его автограф. Доказать, что техникой он не пользовался, в этом случае крайне сложно. Поэтому обязательно проверяйте покупку до того, как расписаться на документе, или попросите грузчиков приехать утром – к тому времени вы посмотрите товар и распишетесь.
Есть и другие схемы обмана. Зачастую проверить покупаемый телефон или музыкальный центр нельзя: якобы недавно отключали электричество, и «проверяющее» оборудование сломалось. Если слышите такое оправдание – немедленно поворачивайтесь к выходу из магазина. Продавец не имеет права реализовать товар, не убедившись в его исправности. Случается, телефон проверяют в вашем присутствии, доказывая, что он вполне в рабочем состоянии, и только дома вы обнаруживаете неполадки. Тогда на просьбу заменить аппарат в магазине вас отправляют в гарантийную мастерскую. В итоге «сотик» едет на ремонт чуть ли не в Москву.
Никогда не соглашайтесь на подобные «сделки». Вы заплатили деньги и потому требуйте качественный товар. Или – просите вернуть деньги. Однако не отдавайте телефон в руки продавцу до тех пор, пока не получите уплаченные за него рубли. Был случай, когда в ответ на претензии покупателя менеджер попросил осмотреть аппарат и унес его в другую комнату. Через пять минут вернулся «в праведном гневе» – на радиоблоке паяльником был нарисован крест. В суде обманутому покупателю пришлось доказывать, что имущество было намеренно испорчено в магазине. В итоге потребитель высудил 14 тысяч рублей за телефон, компенсацию за моральный ущерб и неустойку. Но зачем вам все эти длительные и затратные тяжбы? Поверьте, при желании и настойчивости с вашей стороны все можно решить сразу на месте. И хотелось попросить потребителей и продавцов быть взаимовежливыми, корректными, не позволять эмоциям «рулить» обстоятельствами и уважать право других отстаивать свои интересы с помощью закона.