Улица эта, как район «веера», цемзавода и других исторических местечек Магнитки, относится к жилищному фонду ЖРЭУ № 1. Так вот, по статистике этого самого ЖРЭУ, общий износ жилфонда, находящегося в его ведении, составляет более 40 процентов. Могу напугать еще больше: это средний процент. Если же брать частности, то получается, что дома, «изношенного» меньше чем на треть, в жилфонде ЖРЭУ не найдешь. Зато 70-процентный износ – не редкость, а наоборот, обыденность.
Самый больной вопрос – кровли. С начала года в диспетчерскую службу ЖРЭУ поступило более 400 обращений от жильцов верхних этажей домов: из-за ветхости кровли протекают и топят квартиры. Можно предположить, что к началу зимы число обращений значимо увеличится: ведь сезон дождей нас с вами еще ожидает.
При всем при том ремонты в жилфонде ЖРЭУ – редкость. Нет, их делают и весьма регулярно: вот в этом году провели капитальное обновление 27 кровель, на следующий год запланировали еще 30. Да только домов-то в жилфонде ЖРЭУ аж 639, и капитальных ремонтов из них требует как минимум половина. А самое интересное, что обвинить коммунальщиков не в чем: даже комиссия, проверявшая финансовую деятельность ЖРЭУ чуть ли не целый месяц, пришла к выводу: все в порядке. Просто денег на все действительно не хватает. Судите сами: по новым порядкам за капитальный ремонт теперь горожане платят сами – по рублю за квадратный метр. Получается, что для проведения капитального ремонта кровли, скажем, стационарной для тех районов двухэтажки деньги – те самые по рублю – нужно копить минимум 14 лет. И это, если откладывать действительно рубль. Но так не получается: ведь, согласно нашим порядкам, тариф на капремонт снижается в зависимости от степени износа дома, в котором проживает плательщик: чем больше износ, тем меньше тариф, хотя, казалось бы, все должно быть с точностью до наоборот, ведь старое жилье требует больших вложений. А износ жилфонда, повторяю, в среднем 40 с половиной процентов. Вот и считайте.
Нет, конечно, 14 лет никто деньги не копит – поступают по-другому: собрав положенные средства со всех жильцов всего жилфонда, коммунальщики направляют их на самые, так сказать, слабые участки. Вот и получается, что вместо того чтобы проводить текущие ремонты во всех домах, наваливаются на «узкие» места. А в это самое время остальной жилфонд ветшает и тоже начинает требовать капремонта, и конца-края всему этому не видно.
А что же бюджет, спросите вы, не может обеспечить финансирование капремонта? Нет, отвечу я, не может. Потому что бюджетные средства идут лишь на ремонт тех метров, которые принадлежат муниципалитету – проще говоря, на неприватизированное жилье. И больше бюджет давать не может – таков порядок. Так что, скажем, нужно на ремонт все той же кровли 276 тысяч, а бюджет может дать только 39.
Да что ж мы все о кровлях-то? Между прочим, внутренние коммуникации в этом жилфонде не ремонтировали около 50 лет: то тут подлатают, то там 50 метров трубы поменяют, а вот так, чтобы взять разом и сделать – денег нет. А страдают, между прочим, жители: верхние этажи затапливает из-за кровли, на нижних вода идет снизу из-за засора канализации и прочих коммуникаций. Недавно вот случай произошел в одном из домов в так называемом Польском городке: несколько дней хозяев не было, а приехали – паркет в квартире дыбом, вода снизу пошла. Судятся теперь с ЖРЭУ, да что толку: заявки об аварии не поступало, в подвале проверили – все в порядке. А если что в квартире произошло – так это ваша головная боль, при чем тут ЖРЭУ?
И это правильно, между прочим: жилищные организации несут ответственность лишь за так называемые коммуникации общего пользования. Вот, к примеру, идет через весь дом вертикальный стояк – это епархия ЖРЭУ, потому как этот стояк все этажи обслуживает. Горизонтальные трубы, ведущие к вашему радиатору, – это уже ваша собственность, и нести ответственность за нее придется вам самому. Прорвало трубу – платите и за свой ремонт, и за соседский, если вода туда просочилась. А прорывает регулярно – хотя бы во время опрессовки сетей, когда перед началом отопительного сезона трубы как бы «продувают» под высоким давлением, чтобы выявить и заделать все слабые места.
Как хотя бы частично оградить себя? Застраховать свое жилье. Благо, стоит это всего десять рублей при максимальной сумме выплаты в десять тысяч. От аварии, конечно, это не убережет, но материальное возмещение, согласитесь, в случае чего не помешает. Да еще без суда и прочего шума. Пока эксперимент с введением программы добровольного страхования жилья введен только на территории ЖРЭУ № 1. И теперь жилищники агитируют своих клиентов страховать свое жилье, хотя говорят, что им самим это принесет много дополнительных хлопот. Ведь не станет же страховая компания работать себе в убыток – значит, будет держать коммунальщиков в постоянном напряжении с проверками состояния жилфонда.
Но и польза от страхования для ЖРЭУ № 1 неоспорима – хотя бы в том, что большую часть собранных средств страховщики будут направлять на возмещение убытков горожанам и перечислять на счет ЖРЭУ на так называемые профилактические меры, позволяющие поддерживать жилфонд в надлежащем состоянии. А эти деньги ой как нужны – те же кровли залатать.