Городское объединение защиты прав потребителей решило начать акцию, цель которой – защита потребителей от недобросовестной рекламы сложной бытовой техники. Одним из поводов стала шумная рекламная кампания, во время которой горожан завлекали сумасшедшими скидками на бытовую технику до 70 процентов. На первый взгляд, придраться не к чему: один-два процента – это тоже «до 70». Но с тем же успехом можно обещать «до 120» или «до 300» – не убудет.
– После таких рекламных акций поток недовольных потребителей увеличивается в несколько раз, – считает председатель объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев. – К чему давать пустые обещания и вводить людей в заблуждение? Заявите реальные цифры и следуйте им. Мы призываем продавцов перед размещением рекламы в СМИ пропускать ее через «фильтр» нашего общества и ждем их по адресу: ул. Октябрьская, 32, телефон 37-09-20. Мы готовы проверить достоверность рекламы и поставить под ней свою подпись. Таким образом, потребитель получит гарантию, что в этой торговой точке его не обманут. И сами предприниматели почувствуют себя спокойнее, будучи уверенными, что строго следуют букве закона. Не согласятся на экспертизу только те, кому есть что скрывать.
Отдельным предпринимателям действительно есть что скрывать: технология обмана поставлена на поток. В кругах, близких к миру бытовой техники, все уловки давно известны. Не тайна они и для покупателей, особенно тех, кто «круто попал». Кому еще не выпало «счастье» наступить на грабли и получить ими по лбу – уверены: с ними ничего подобного не случится. Сладкое слово «халява» вконец затмевает рассудок. Когда на рекламных щитах маячат огромного размера цифры, ноги к витрине сами несут. И уже не важно, что «70 процентов» написано крупно, а предлог «до» – мелко. Бежать, бежать, пока другие не опередили...
Но утюги рублей за двести и пылесосы за восемьсот, о которых шла речь в рекламе, в магазине никто не предлагает. Вам скажут, что товар уже продан. Или остался один экземпляр, но он с дефектом. Или вот незадача: нужная марка есть, но – сплошной некомплект: принтер без картриджа, пылесос без шланга, телевизор без «лентяйки»… Может случиться и другое: некстати сломаться кассовый аппарат или отлучиться менеджер. Захотите купить то же самое в «одноименном» магазине, но по другому адресу, а там… Шланги, картриджи, лентяйки – «корова языком слизала», в общем – сплошь дефекты с некомплектами.
Уходить несолоно хлебавши покупателю, как правило, не хочется, но продавец уже поймал его на крючок и добычу упускать не собирается. Главная задача – заманить клиента в магазин – решена, теперь дело за малым – опустошить кошелек. Надо лишь убедить посетителя, что большинство стоящих на витрине марок – «полное фуфло», и подвести его к единственной и неповторимой, которая «самое то». Можно не обладать даром предвидения, но догадаться: «самое то» «фуфлом» и окажется. Ботинки стопчешь, пока набегаешься по ремонтным мастерским…
Продавцу что – за навяленный покупателю товар он свои проценты получил. Есть в магазинах «фишки», о которых посетители не догадываются. В одних маркируют ценники звездочками, в других – «приписывают» копейки. Все это не корысти ради: когда продают на сотни тысяч, мелочь погоды не сделает. Копейки на ценниках – шпаргалка для продавца. Если там двадцать копеек, ему перепадет два процента от стоимости товара, если цена без копеек – один процент. Вещицу, у которой «на конце» 10, 30 или 99 копеек, вам не продадут никогда. За реализацию «музейных экспонатов» продавца взгреют так, что мало не покажется: снимут часть премии, а то и всю.
Подобная «любовь к искусству» объясняется просто. Товары, не подлежащие продаже, – не что иное, как приманка. Крупной торговой сети закупить их у мелких производителей ничего не стоит. Поначалу они только рады будут: продукцию сбыли, деньги получили. Кусать локти начнут позднее, когда поймут, на что их обрекли. После того как продукция такой фирмы повалялась на витринах, да еще по искусственно заниженной цене, на нее ляжет «клеймо позора». Ни одна уважающая себя торговая сеть за реализацию «засвеченного» товара не возьмется. Покупатель, увидев эту бытовую технику по более высокой цене, непременно подумает: «Ну и рвачи». И поди докажи обратное… Для фирм-производителей средней руки остаться без такого огромного рынка, как Россия, смерти подобно, но сил противостоять воротилам торгового бизнеса никаких нет. Вести с ними на равных диалог и оговаривать минимальную розничную цену могут только фирмы с мировым именем.
Приманки, которые раскладывают на прилавках доблестные торгаши, находятся там не просто так, а для прикрытия. Как шпиона засылают в другую страну под видом дипломата, так и тут торговую сеть используют для продвижения техники, произведенной полукустарным способом в Китае и бог весть где еще. Бренды малоизвестные, но свои, и как их не всучить покупателю на «территории низких цен». Народ у нас легковерный – не такое «схавает»…