БЮДЖЕТ МАГНИТОГОРСКА регулярно теряет десятки тысяч рублей. Причиной тому – воровство электроэнергии на несанкционированных ночных парковках, точного числа которых не знает никто. Делается это элементарно: в сторожку прокидывается провод, запитанный от ближайшей электроопоры, подсоединяется тройник, от которого запитываются приборы отопления. Отследить подобное воровство проблематично: подключаются воры ночью, а ранним утром провода сматывают. А на ночной парковке по улице Ворошилова, 10 поступили еще наглее: подцепили провод к «гусаку» Роспечати. Продавец киоска ни о чем не догадывалась, пока электрики энергетической компании «МЭК» не поставили ее в известность, а электрики Горэлектросети в их присутствии не обрезали провода.
Подобных парковок, ворующих электроэнергию, в городе сотни. Регулярно Горэлектросеть проводит отключения несанкционированных подключений, но кардинально проблема не решается – подключаются вновь.
– Как правило, небольшая будка сторожа ночной парковки располагается вблизи электроопоры, к ней воришки и подключаются, – рассказывает заместитель начальника отдела электропользования Магнитогорской энергетической компании Александр Коробцов. – Будку надо обогревать, а платить за это никто не намерен. Вот и производят самовольные подключения. Другая часть проблемы: занимаются подключением непрофессионалы, грубейшим образом нарушают элементарные нормы безопасности, угрожая здоровью и жизни магнитогорцев.
На снимках видно, что «кустари» мастерят электропроводку так, что она представляет реальную угрозу здоровью людей и может стать причиной поражения током, возгорания и даже пожара. Не раз городские власти объявляли войну несанкционированным парковкам, но проблема не решена. Они приносят много неудобств жителям города. С другой стороны – где автовладельцам оставлять транспорт на ночевку? Дело в том, что лишь половина их в Магнитке имеют собственные гаражи, а регулярно пользуются ими еще меньше водителей. Свыше шестидесяти тысяч автомобилей ночуют на городских улицах. Поэтому ночные парковки столь востребованы. Нечистоплотные коммерсанты этим пользуются, причем они даже не в состоянии гарантировать своим клиентам безопасность. Наступил зимний период, сторожам необходимо греться. Чего проще – прокинуть провод и своровать киловатты? Ведь за них платит городской бюджет, а не конкретный предприниматель-«стояночник».
Сотрудники МЭК и Горэлектросети только за последние месяцы провели десятки совместных ночных рейдов по отключению нелегальных ночных парковок от сети электроснабжения. В один из таких рейдов отключали от электропитания крупную парковку по проспекту Карла Маркса возле Трансагентства. Она считается ночной, есть будка для сторожей. Внутри видны электророзетки, куда ночью включают электрообогреватели, видны зарядные устройства сотовых телефонов. Но сторож наотрез отказывается признать, что электричество наглым образом воруют, подцепившись к ближайшему столбу.
– Отключения производим регулярно, в любое время суток, – продолжает рассказ А. Коробцов. – Но они вновь подключаются. Нашей компании приходится на это отвлекать силы и средства, а ведь наша непосредственная работа – следить за бесперебойным электроснабжением горожан, предупреждать аварии, вести профилактическую работу.
Говоря о безопасности подобных подключений, подчеркнем, что многие ночные парковки небезопасны для людей и автомобилей, оставляемых на ночевку. Пострадать могут обычные прохожие, которым в случае обрыва питающего провода грозит удар током. Если фазный провод в сырую погоду упадет на землю, то человек, оказавшийся в зоне поражения, попадет под напряжение и получит травму.
– Давно привычная нам картина: опора уличного освещения, парковка, кругом машины, провод прокинут к столбу и дальше ведет в будку сторожей, – делится Александр Коробцов. – Внутри электронагревательные приборы примитивной конструкции, далеко небезопасные. Каждое утро хрупкий алюминиевый провод сматывают, при его прокладке не соблюдают защитные меры. В любой момент он может повредиться и станет источником опасности. На некоторых стоянках сторожа ночуют в автомобилях. Внутри одной «тойоты» мы с удивлением увидели газовую плиту… Но обогревались там с помощью ворованного электричества.
Больше всего парковок с нарушениями в Орджоникидзевском районе – самом густонаселенном. На одной сторожа в «десятке» грелись старым электрообогревателем, который в любой момент мог стать источником пожара. Провод от «десятки» шел в подъезд, а в месте подключения видны следы гари – здесь уже не раз происходило короткое замыкание. Всего в нескольких сантиметрах от этого опасного подключения – газовая труба. Представляете, что могло бы произойти в случае замыкания и возгорания? Тогда бы сгорела не одна машина, а все, расположенные рядом. Могли пострадать и жильцы многоквартирного дома. Печально, что на таких парковках ответственность за грубейшие нарушения и воровство никто не несет.
– Есть и порядочные владельцы парковок, – замечает А. Коробцов. – К примеру, парковка, расположенная по улице Завенягина, 9. У нас заключен официальный договор, будка сторожа и освещение запитаны от домовых сетей РЭУ, поставлены и опломбированы приборы учета. Регулярно проводим проверки – все нормально. Хозяева-предприниматели вовремя оплачивают потребленную электроэнергию. Неужели нельзя и других заставить вести себя цивилизованным образом?
«Дикие» парковки – серьезная угроза: машины здесь, как правило, стоят вплотную друг к другу. Объяснять, что может произойти в случае пожара, не приходится. Повторимся, но, кроме автомобилей, пострадать могут обычные граждане, прохожие, жильцы домов, расположенных рядом с парковкой. Пока таких пожаров зарегистрировано не было, но если вакханалия с самовольными подключениями будет продолжаться, беды не избежать. Разрешить эту проблему самостоятельно специалисты МЭК и Горэлектросети просто не в состоянии. Как быть?
Вопрос не риторический: выход виден в легализации ночных парковок. Их необходимо зарегистрировать, оборудовать электроснабжением с соблюдением всех норм безопасности, оснастить приборами учета, назначить ответственных. Конечно, такая работа не в компетенции МЭК – здесь должны подключаться городские власти. Нетрудно предвидеть, что многие жильцы, особенно не владеющие автомобилями, будут возмущаться и противиться развитию сети ночных парковок. Но ведь машины итак ночуют рядом с домами – им просто некуда деться. Разумнее и безопаснее сделать такие «ночевки» цивилизованными. По крайней мере, до тех пор, пока город не обретет достаточного количества подземных парковок и гаражей.