В ЧЕТВЕРГ под вечер в редакции раздался звонок:
– В районе остановки «Башик», недалеко от одноэтажного магазинчика, если идти в сторону автотранспортного цеха, лежит дохлая курица, – сообщил нам Сергей, работник ММК. – Мы возвращались с работы и прошли мимо нее в двух шагах. Я не трус, но я боюсь – вдруг это птичий грипп?
По словам Сергея, недалеко от «места происшествия» поселок Димитрова. Курица неощипанная, крови нет. Понятно, что машины, собаки и голодные горожане здесь ни при чем.
Придя домой, Сергей сразу же позвонил в санэпидемстанцию. Но ему сказали: «Этим занимаемся не мы. У нас закончился рабочий день. Звоните завтра». Тогда Сергей обратился в милицию, и ему посоветовали позвонить в патрульно-постовую службу. А в ППС сообщили, что дохлыми курицами они не занимаются.
У Сергея была мысль позвонить в диспетчерскую комбината – все же речь идет о здоровье работников ММК и горожан. А ММК – структура мобильная, «стрелочников» искать не будут, сами позвонят «куда следует». Потому что, куда следует звонить ему, Сергей не знал. Но потом решил обратиться в «ММ».
Я постаралась оправдать его доверие. Решила еще раз позвонить в санэпидемстанцию, но телефоны уже не отвечали. То же самое с ветеринарной службой. Удалось дозвониться лишь в горздравотдел. Ответ был неутешительным: «Не знаю, кто этим занимается, но точно не мы».
Я перезвонила Сергею и сообщила, что, по всей видимости, курица останется лежать до утра.
– Значит, не будет, как показывают по телевизору, людей в костюмах и масках, которые приедут и заберут курицу? – уточнил Сергей. – Ну тогда до утра она «не доживет». Там в округе много бомжей. Они газеты не читают, о птичьем гриппе не знают, да и чихать им на него. Зажарят курицу и съедят.
На следующее утро я позвонила в ветеринарную инспекцию и обрадовалась, услышав:
– Вам нужно обратиться на ветучаток № 2, который на левом берегу, к врачу Алексею Волкову – пусть принимает меры.
– У нас ситуация с птичьим гриппом спокойная, – «утешил» меня Волков. – Мы проводим беседы с населением. Часто бываем на Димитровском поселке, говорим, чтобы жители не выбрасывали трупы домашних птиц на улицу. А это, видно, какой-нибудь нерадивый хозяин.
– Я правильно поняла, что за курицей вы не поедете и ее не обследуют?
– Птицы гибнут каждый день. Если мы за каждым трупом будем выезжать, что у нас будет за работа? Обращайтесь в Спецавтохозяйство: они курицу заберут и уничтожат. А птичий грипп мы ждем только в апреле, с перелетными птицами…
Позвонила в Спецавтохозяйство. Диспетчер Ирина удивилась:
– Кошек и собак мы подбираем, а курицу нам «заказали» впервые. Сейчас узнаю.
Главный инженер Сергей Павлов, которого Ирина позвала к телефону, вынес окончательный вердикт:
– Конечно, труп заберем. Сообщите координаты.
Ну, наконец-то отыскалась служба, которой есть дело до злополучной курицы. Хотя изначально моя цель была другая – выяснить, не заражена ли она птичьим гриппом. Зато параллельно удалось протестировать уровень сознательности рядовых граждан и ответственных лиц, скоординированность действий различных служб и узнать, как в Магнитке налажен механизм по защите населения от птичьего гриппа.