Особенно когда она укладывает спать и берет книгу со сказками. Сюжеты навсегда откладываются в сознании и ассоциируются с маминой заботой. "Дети нуждаются в ласке, молоке и сказках", писал французский психиатр Патрик Бен Суссан.
Сказки помогут подрастающему человечку сориентироваться в этом непростом мире, зароняют в их сознание зерна великих истин: дружба - большая сила, кто помогает другим - тот молодец, беспечность до добра не доведет, воспитывают отзывчивость, сердечность. К примеру, плачет заинька на пороге своей избушки - лиса прогнала из дома. Зайке пытались помочь собака, волк, медведь, но не смогли. Лису одолел петух. Слушая сказку "Заинькина избушка", ребенок испытывает сострадание и негодование, надежду и разочарование и, наконец, - восторг. Еще сильнее дети переживают сказки с печальным концом. Вспомним, как они жалеют серенького козлика, которого съели волки. Волнуют детей не только сюжеты, им нравится ритмика повествования, своеобразная прелесть повторений фраз и слов: "Колобок", "Теремок", "У солнышка в гостях".
Читать ребенку вслух можно с раннего возраста. После того как малыш перестанет питаться маминым молоком, он ещё больше будет нуждаться в контакте с мамой. С этого времени можно начинать читать малышу по несколько минут в день. Самыми первыми книжками ребенка должны стать обычные потешки, прибаутки, написанные односложно, часто в рифму, и стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению. И пусть малыш не понимает суть, но он будет чувствовать любовь мамы. Из потешек можно предложить "Ладушки", "Сорока-белобока", "Дедушка Егор", "Котенька-коток". Стихи подойдут авторские: "Бычок" и "Кораблик" А. Барто; "Лягушки", "Гном", "Баиньки" И. Токмаковой; "Бебека", "Скрюченная песня", "Ежики смеются" К. Чуковского; "Дождик", "Приятная встреча" Б. Заходера.
С двух лет развивается способность фантазировать, ребенок готов к восприятию волшебных сказок. Важно начать чтение с произведений, имеющих простой сюжет с благополучным концом. Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом - родитель и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия: "Репка", "Курочка Ряба", "Ворона и рак".
Читать ребенку трех-пяти лет сразу несколько сказок не стоит, лучше по многу раз повторять прочитанное и побуждать малыша пересказывать сказки, сначала вместе с вами, а потом - самостоятельно. Для этой цели выбирайте в детской библиотеке иллюстрированные издания. Так, в сборнике "Русские сказки" параллельно тексту идет целое повествование в иллюстрациях. Пересказывая сказку, попросите ребенка выразительно прочесть вставные песенки, передать льстивую интонацию лисы: "Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка". Совсем по-другому, тревожно и призывно, кричит петух: "Котик, мой братик, несет меня лиса в дремучие леса".
Лет с шести-семи дети начинают увлекаться волшебными сказками, где семейные истории преобразованы фантазией. Эти сказки учат ребенка любить свою семью. Трогательные истории сочинил народ о радости иметь братьев и сестер, дружбе и преданности друг другу: "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". В народных сказках говорится о почитании родителей, о благодарности за их труд и заботы. Герой русской сказки "Молодильные яблоки" добывает для больного старого отца живую воду, а герои сказки "Медное, серебряное и золотое царство" вызволяют из беды мать.
Важно подобрать правильное время для чтения. Ребенок должен быть настроен на восприятие рассказа, а не на игру или просмотр мультиков. Традиционно сказки читают перед сном, именно в это время малыш спокоен и может вникнуть в суть истории, а затем обсудить ее.
Но главное - получать удовольствие от самого процесса чтения и нахождения рядом с ребенком. Не стоит жалеть времени и сил на это занятие. Ведь дети так быстро вырастают из возраста, когда они нуждаются в сказках. Ни дорогие игрушки, ни модные костюмчики не заменят ласки и заботы родителей.
Выбирать сказки для детей родителям помогут библиотечные специалисты. Разнообразие книг в детских библиотеках поможет сформировать круг чтения вашего ребенка, предоставляя широкий репертуар народных, литературных, авторских волшебных сказок для детей и совместного чтения в кругу семьи.