В ИНСТИТУТЕ прошла международная научно-практическая конференция «Использование современных технологий в образовательном процессе», посвященная 75-летию Магнитогорского государственного университета.
Она собрала более двухсот ученых, научных и практических работников образования из регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Форум такого уровня, как когда-то и создание самого Института педагогики, стал возможен благодаря поддержке президента МаГУ Валентина Романова.
– В наших стенах конференция такого уровня проводится впервые, – говорит директор Института педагогики профессор Юрий Коробков. – Это своего рода итог двухлетней деятельности вуза как научно-исследовательской площадки.
Институт быстро завоевал авторитет серьезного научного центра в Челябинской области благодаря работе, которая велась на факультетах педагогики и дошкольного образования на протяжении пятидесяти лет. В минувшем году по заказу министерства образования области факультет дошкольного образования занимался разработкой требований к результатам деятельности ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
Во время конференции ученые выяснили, что круг научных проблем, разрабатываемых в МаГУ, актуален не только для Южно–Уральского региона, но волнует и столичных, и зарубежных корифеев педагогической мысли. Этот факт отметили гости конференции: член-корреспондент РАО, заведующая центром начального образования Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук Наталья Виноградова, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета доктор педагогических наук Людмила Трубайчук, академик Международной академии психологических, педагогических и акмеологических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией Башкирского государственного университета, доктор психологических наук Ахмет Рахимов и другие ученые.
Ведущий специалист отдела организации общего образования городского управления образования Елена Драпеко представила доклад «Новые формы работы при подготовке детей к школе в рамках программы преемственности «Дошкольное детство – школа». Также на конференции был рассмотрен широкий спектр вопросов: технология реализации программ дошкольного и начального, общего, среднего, дополнительного и профессионального образования, использование информационных технологий, организация инновационной деятельности, научно-методическое обеспечение. Практическая ценность форума, по словам участников, заключалась в реальной возможности для учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования пополнить знания.
После пленарного заседания гости конференции приняли участие в работе секций и «круглых столов». Педагоги Магнитки представили мастер-классы. Особенно участники форума отметили выступление учителя начальных классов школы № 64 Ольги Говорской и кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии МаГУ Петра Труфанова на тему «Использование информационных технологий в сфере образования». Оценка роли компьютерных технологий у современных педагогов неоднозначна. Учителя отмечают у некоторых школьников развитие так называемого «ленивого ума»: ребята не хотят и не умеют самостоятельно перерабатывать легко доступную посредством «скачивания» из Интернета информацию. Ольга Говорская сумела наглядно доказать, что прогрессивные мультимедийные технологии, на которые уповают вузы и школы, можно использовать без ущерба для воспитания и образования.
Во время мастер-класса кандидата педагогических наук, доцента кафедры русской литературы ХХ века МаГУ Галины Петровой участники конференции познакомились с новыми приемами технологии развития критического мышления в работе с печатным текстом.
Заочно в конференции приняли участие ученые Канады и США. Среди них оказалась выпускница факультета педагогики МГПИ 1982 года кандидат педагогических наук Людмила Русева, работающая в системе канадского образования. В своей статье она осветила проблему использования интернет-технологий во время дистанционного обучения в Британской Колумбии.
Кроме обсуждения технологий, ученые затронули вопросы целей и содержания образования. Не остались в стороне от большого дела и те, кто, собственно, является субъектом педагогического процесса – сами студенты. Активно работал студенческий пресс-центр: в результате опроса участников и гостей конференции был собран интересный материал, позволяющий составить современные портреты учителя и ученика. Наиболее часто среди пожеланий отечественному учителю звучало одно – терпение.
На заключительном пленарном заседании проректор по научной работе МаГУ Зайнитдин Уметбаев положительно оценил итоги конференции. Преподаватели Института педагогики получили заявки на разработку методик использования информационных технологий в образовательном процессе школы и дошкольных учреждений. Слова благодарности прозвучали в адрес организаторов конференции: президента МаГУ Валентина Романова и ректора Владимира Семенова, директора Института педагогики МаГУ Юрия Коробкова.
В завершение конференции ученые наметили ближайшие перспективы развития педагогической науки: продолжение научно-практических контактов и международного сотрудничества в выбранном направлении.