Мамы и бабушки рассказывали, что они читают своим маленьким почемучкам, какие книги предпочтительнее, можно ли выходить за рамки школьной программы, а главное - как научить детей любить книгу? Оказывается, чтение - особенно если за него берутся взрослые - дело многогранное: тут важно учитывать и возраст ребёнка, и его характер, и умение воспринимать на слух, и психологию, и внимание.
Дневники, отзывы и наблюдения мам и бабушек послужили поводом для большого родительского сбора, который вела директор системы детских библиотек Галина Бубнова. Шёл понятный всем разговор о том, как состоялось первое знакомство с книгой и что из этого вышло. Обсуждая итоги акции "Я читаю своим детям", взрослые, умудрённые опытом общения с детьми, называли авторов, интересных разным поколениям.
"Когда вечером семья собирается дома, у нас нет включенного телевизора или компьютера, мы читаем вслух книги, - пишет в своём рассказе мама двух дочек четырёх и шести лет Наталья Дюсмекеева. - Каждая из дочек выбирает по одной из книг, и мы её читаем. Сначала выбор Лизы, а потом книжка Анюты. Сейчас, когда Лиза уже умеет читать, она открывает мир любимой книги для младшей сестры, читая ей перед сном. Обязательно читайте своим детям перед сном! Это даёт ощущения спокойствия, уюта, защищённости. Я рада тому, что мои дочки любят общаться с книгой. Уверена, что они продолжат семейную традицию и также приведут своих детей в библиотеку".
"Это лето для нас с дочерью стало действительно книжным - записались в библиотеку, - делится мама трёхлетней Киры Анна Лукьянова. - Конечно, есть и домашняя библиотека, книги, необходимые для работы, для настроения. Есть книги таких авторов, как В. Сутеев, С. Прокофьева, Т. Янссон, В. Драгунский, Х. К. Андерсен, А. С. Пушкин. В нашей семье все любят читать, но делают это по-разному. Муж чаще читает книги в электронном варианте, на планшете или телефоне, иногда слушает их в аудиоформате. Я предпочитаю бумажный вариант. Очень радует, что дочери передалось увлечение чтением. С самого маленького возраста она любила рассматривать картинки, слушать, что я ей рассказываю. Сейчас ей три с половиной года, и она наконец-то доросла до осознанного похода в библиотеку. При первом же посещении, пока я заполняла читательский билет, она самостоятельно выбрала книгу - о приключениях Карандаша и Самоделкина".
О пользе и необходимости семейного чтения говорили все участники круглого стола. Заведующая отделом комплектования и обработки литературы Людмила Миронова подобрала специальную методическую литературу и представила собравшимся серии "100 книг вашему ребёнку", перечень книг для самых маленьких.
Дельным и конструктивным было пожелание дедушки десятилетней Кати Поляковой: "Тем, кто ходит в библиотеку, не нужны наставления. Они уже читают и читать будут. Если и нужен наш опыт, то он необходим тем детям, которые только готовятся стать читателями". Надо уяснить простую мысль: вот ребёнок научился читать, а что дальше, что читать? Своего опыта у него ещё нет. Довериться интуиции родителей и знакомых? Хорошо, если они угадают. А если нет? Очень важно каждому ребенку для полноценного развития прочитать в нужное время нужную книгу. Мне могут возразить - есть учителя в школе. Хорошо. Вот пример. Представителями Российской академии образования, Российской академии наук, Министерства культуры, Министерства регионального развития был составлен список книг для чтения. Я ознакомился с ним. В нём почему-то нет произведений таких авторов, как Беляев, Короленко, Высоцкий, Крылов, Гоголь, Лермонтов, Ершов, Макаренко, Зощенко, Пушкин, Пастернак, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Шолохов, Чехов. В этот список не попали и произведения таких иностранных авторов, как Лондон, Берроуз, Стивенсон, Саббатини, Верн, Линдгрен, Уэллс, Дюма, Шекспир, Дефо, Родари, Экзюпери, Киплинг, Стендаль. К тому же, в каждой школе ученикам почему-то выдают разные списки литературы для чтения. Нет общего стандарта".
Таким образом, подведение итогов летнего семейного чтения вышло за рамки просто разговора о книгах и желании детей читать - был поднят вопрос о насыщении школьных программ, о необходимости расширять горизонты детского образовательного процесса, о домашних библиотеках и вообще о любви к книге, к слову и языку.