Давно было интересно, куда в городе поступают письма со всей России и мира, а оттуда - по адресатам Магнитогорска? И, собственно, откуда начинает свой путь по российским и не только городам и весям вся корреспонденция из Магнитки?
Находится участок доставки и сортировки писем и корреспонденции на вокзале. Так и представляешь картинку: вот сейчас приедет поезд, от него отцепят почтовый вагон и почтовики начнут разгружать газеты, письма, посылки, бандероли… Но начальник участка Елена Туева - наш гид в экскурсии по отделению - сразу отметает мои представления-догадки.
- Почта приходит не вагонами, как раньше, - времена уже не те, - объясняет она, - а на грузовом "КамАЗе". Сейчас он как раз подъедет на разгрузочную.
Вообще-то почтовый "КамАЗ" должен был подъехать в семь часов утра, но "благодаря" морозам машина по дороге из Верхнеуральска, где тоже происходила часть разгрузки, сломалась, так что почта припоздала в Магнитогорск почти на два часа.
Вот, подруливает наконец… Водитель "КамАЗа" с накладной направляется к дежурному оператору, который отмечает время его прибытия, можно разгружаться. Машина подъезжает к специальному проему, начинается выгрузка. Весь груз - по одному контейнеру - сначала складируют на ленту транспортера. Разгружают трое - дежурный оператор, грузчик и сторож. Затем груз "перекидывают" на специальную телегу. Обращаю внимание, что корреспонденция упакована в синие пластиковые ящики, а не в холщовые мешки с сургучной печатью.
- И хорошо, что сейчас контейнеры, - поясняет Елена Петровна. - Раньше мешки, бывало, застревали во время погрузки-разгрузки, письма рвались. Теперь же корреспонденция приходит в прочной пластиковой упаковке, которую, вдобавок, удобно складировать. Представьте, что сподручнее перевозить в этой тележке - мешки с письмами или контейнеры?..
Да уж, перевес явно в сторону контейнеров…
Пока идет транспортировка, проходим в цех сортировщиков периодической печати. Цех - помещение средних размеров, где по периметру расставлены стеллажи, на которые женщины - а в цехе трудятся только представительницы слабого пола - после сортировки раскладывают по отделениям связи периодику. В центре - приличных размеров стол.
Задача цеха - прием подписных и розничных изданий, вскрытие пачек, пересчет и раскладка по отделениям связи. Но есть в этой нехитрой работе и нюансы: по одной накладной бригада сортирует пачки, по другой - остатки. То есть, если, например, тридцать восьмому отделению нужны тысяча восемьдесят экземпляров "Магнитогорского металла", для него готовят десять пачек по сто штук, не распаковывая, а сверху - еще восемьдесят газет - так называемые остатки.
Смотришь на сортировщиц, как они поднимают и таскают газетные пачки, и диву даешься - работка явно не для слабых женских рук.
- Наверное, тяжело? - сочувствую.
- Конечно! - отвечает за всех бригадир цеха Ольга Куклева. - Попробуйте сами поднять.
Поднимаю…
- Как думаете, сколько она весит?
- Килограммов десять…
Идем с пачкой к весам, ставим. Дисплей показывает: девять килограммов двести граммов. Почти угадал.
Что ж, возвращаюсь к транспортировочной ленте. Разгрузка писем только что закончилась, пошли страховые мешки - мелкие ценности, бандероли, посылки да международные пакеты до трех килограммов. Здесь уже груз упакован не в контейнеры, а в холщовые мешки. Наблюдаю, как грузчик берет один и отбрасывает его в сторону.
- А вдруг в мешке что-нибудь хрупкое?
- Если было бы что-то хрупкое, на контейнере была бы надпись "Осторожно!" Такую тару принимают снаружи, а не по транспортировочной ленте, - подмечает Елена Туева.
Следуем в страховой цех - туда поступают перед тем, как отправить по отделениям, бандерольки да посылки. Здесь, вроде бы, все понятно: прием, вскрытие мешка, отправка.
Следующий пункт - письменный цех. Сначала сортировщицы из грузового лифта достанут те самые синие ящики-контейнеры, на телеге ввезут их в помещение цеха. Ящики, которые опечатаны, трогать не будут. Те же, ручки которых перевязаны веревкой, - и есть объект для сортировки. Вот первый контейнер вскрыт, в нем - личные письма и реклама, всевозможные каталоги и подотчетная воинская корреспонденция. Беру одно из армейских писем, где трогательно округлым, почти детским почерком выведен далекий привет из Новосибирска-17 от Григория Симонова: "Любимой маме и братику Антошке".
После того как письма извлекли из ящиков, их нужно рассортировать на полках - по отделениям связи. Сортировщица даже не смотрит на индекс - весь адресный "компьютер" у нее в голове.
- У дома, может, адрес и один, - объясняет она мне, - а вот с индексами или организациями частенько ошибаются, оттого и приходится все помнить.
Перед тем как письма отправить в лотки, их нужно проштамповать сегодняшней датой. У сортировщиц получается - резко, быстро, каждая дата четко проглядывается на конверте. Пробую и я: беру печать, пытаюсь также резко приложить к конверту, но, увы, получается смазанно. Второй раз - все равно не выходит. И только с третьего на конверте стали проглядывать знакомые циферки.
Осталось заглянуть в цех исходящей корреспонденции, где операторы получают утреннюю и вечернюю выемку из почтовых ящиков города и на сварочном аппарате запаковывают корреспонденцию в синие контейнеры, которые в пятнадцать часов будут погружены в тот самый "КамАЗ" и направятся из Магнитки к своим дальним и ближним адресатам.
Напоследок заглядываем в розничный цех - здесь товары, которые привозят из Челябинска. Тут и галоши, и носки, и консервы, и газеты, и фотопленка…
- Неужто раскупают?
- А как же! - кивает Елена Петровна. - Возврата вообще нет, все продаем. Есть даже передвижное отделение для деревень - там все влет уходит…
…Экскурсия подошла к концу. Во дворе цеха синие фургоны с эмблемой "Почта России" уже загружены корреспонденцией - осталось только отметиться у дежурного оператора. Сейчас газеты и письма повезут по отделениям связи Магнитогорска, а оттуда в сумках почтальонов - в наши почтовые ящики.